Кузмин М. А. биография
Кузмин Михаил Алексеевич — русский писатель, композитор, музыкальный критик. Примыкал к символизму, затем к акмеизму. Сборники стихотворений «Александрийские песни» , «Форель разбивает лед» . Проза . Переводы зарубежных классиков .
Вокальные произведения , музыка для драматического театра. Биография Родился 6 октября в Ярославле в дворянской семье, придерживавшейся старообрядческой веры. Детские годы прошли в Саратове, он воспитывался в традициях староверческой бытовой религиозности и чувство живой связи с церковно-национальной культурой сохранил навсегда. Но были в его роду и французские корни.
С 1885 мальчик жил в Петербурге, учился в гимназии, затем поступил в консерваторию по классу композиции, был учеником Римского-Корсакова, однако консерваторию по болезни не окончил. В эти годы много путешествовал по Италии, Египту и другим странам. Ездил и по старообрядческим селениям Севера России. И те и другие впечатления впоследствии нашли отражение в его мировидении и творчестве.
В литературу пришел сравнительно поздно. Он напечатал свои стихи в «Зеленом сборнике стихов и прозы», а в 1906 — опубликовал в крупнейшем символистском журнале «Весы» стихи из впоследствии знаменитых «Александрийских песен», привлекших внимание Волошина. Кузмина причисляли то к символизму, то к акмеизму. В 1910 написал свою программную статью «О прекрасной ясности.
Заметки в прозе», в которой декларировал «аполлоническую» концепцию искусства с присущими ей требованиями стройности, четкости, логики, чистоты стиля и строгости формы. Работая в поэзии, прозе и драматургии, Кузмин неизменно следовал этим требованиям, восходящим к пушкинской традиции. В 1907 он написал повесть «Крылья», создавшую ему одиозную репутацию «поэта полового извращения», и конфискованный сборник драматургических произведений «Три пьесы». В 1908 вышел сборник стихотворений — «Сети». В 1910-е уделяет много внимания историческим «стилизациям» романов на современные темы .
В августе 1912 вышла вторая книга стихотворений «Осенние озера», третью часть которой составляли «Духовные стихи» и «Праздники Пресвятой Богородицы». Далее следуют сборники стихов «Вожатый» , «Нездешние вечера» . Сборник «Параболы», включающий стихи 1921 — 1922, вышел в Берлине.
Последний сборник стихов «Форель разбивает лед» появился в Ленинграде в 1929. Советская критика обошла ее молчанием. В 1915 публикует «Военные рассказы», в 1919 — роман в 3-х книгах «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро». После революции Кузмин остался в Петербурге, держась вдали от политических событий.
С 1924 его постепенно вытесняют из литературной жизни. В его неопубликованных стихах проступали две новые темы: о прощении и надежде. Вокруг мэтра поэзии серебряного века сгруппировались теперь начинающие переводчики и филологи, сохранившие о нем благодарную память.
После 1929 в печати не появилось ни одной его книги. Он занимался переводами из Боккаччо, Апулея, Шекспира, писал по вопросам литературы, театра, живописи. Умер М. Кузмин в нищете 3 марта 1936 в Ленинграде.
Похоронен на Волковом кладбище.
Родился 6 октября 1872 в Ярославле в семье дворянина Алексея Алексеевича Кузмина , мать была внучкой французского актера Офрена. Вырос в Петербурге, окончил консерваторию , выступал как композитор и пианист . Большое влияние на него оказала юношеская дружба и переписка с Г. В. Чичериным и путешествия по Египту и Италии, а затем по русскому Северу .
Жил в Петербурге, поддерживал дружеские отношения с художниками группы «Мир искусства». Эстетика мирискусников оказала влияние на его литературное творчество. Дебютировал в 1905 в полулюбительском «Зеленом сборнике стихов и прозы», после чего творчество Кузмина вызвало интерес В. Я. Брюсова, который привлек его к сотрудничеству в символистском журнале «Весы» и убедил его заниматься прежде всего литературным, а не музыкальным творчеством. В 1906, в необычно для Серебряного века позднем возрасте 34 лет, выступил в «Весах» с первыми заметными стихотворной и прозаической публикациями. В 1907 появились его следующие прозаические вещи , а в 1908 году вышла его первая книга стихов «Сети», куда вошли также «Александрийские песни».
Дебюту Кузмина сопутствовал громкий успех и сочувствие со стороны критиков-модернистов, в то же время роман «Крылья» вызвал скандал из-за первого в русской литературе нейтрального описания гомосексуальных чувств и отношений . Кузмин продолжал писать прозу до конца 1910-х годов, но его остальные романы, повести и рассказы, в основном искусно стилизованные под позднеантичную прозу или XVIII век, привлекли меньшее внимание критики, чем «Крылья». Для стихов Кузмина характерен ряд постоянных образов , виртуозное владение формой , особое внимание к детали. Ряд черт его творчества сближал Кузмина с акмеистами, которые во многом вдохновлялись его программной статьей «О прекрасной ясности», 1910; сам Кузмин, впрочем, к акмеистам не примыкал и относился ко многим из них иронически.
Выступая с поэтическими концертами, Кузмин часто прибегал к музыкальному сопровождению, мелодекламировал , что было тогда в большой моде, а иногда аккомпанировал себе на гитаре. Некоторые свои стихи он клал на музыку собственного сочинения и исполнял их вполголоса как романсы. Наиболее широко был известен его романс «Дитя и роза» — несколько раз переиздававшийся нотным издательством «Эвтерпа». Этот романс прочно вошел в репертуар военного Петрограда и исполнялся многими артистами до конца 30-х годов. Послереволюционное творчество Кузмина отличается усложненностью образов, исчезновением прежней «легкости» и «манерности», отсылками к гностицизму, западноевропейскому экспрессионизму .
Кузмин умер в Ленинграде 1 марта 1936. Ряд его поздних произведений, по-видимому, не сохранился: романы «Римские чудеса» , «Пропавшая Вероника», известно очень мало стихотворений последних 7 лет жизни. Кузмин — автор сборника критических статей «Условности» и обширного «Дневника», известного уже современникам, но систематически начавшего издаваться лишь недавно. В 1920-1930-е годы Кузмин, как и многие писатели в советский период, зарабатывал на жизнь многочисленными переводами: среди наиболее заметных работ — «Метаморфозы» Апулея , сонеты Петрарки, восемь пьес Шекспира, новеллы Мериме, стихи Гете и Анри де Ренье; не все опубликовано, в том числе полный перевод «Дон Жуана» Байрона. Перевод сонетов Шекспира утрачен в годы войны. — поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, композитор.
Родился Кузмин в дворянской семье. Детские годы провел в Саратове, окончил там подготовительный и первый класс гимназии. С 1885 года жил в Петербурге, где учился в гимназии, а после ее окончания — в консерватории. В 90-х — нач. 900-х годов активно занимался музыкой .
В 1905 году дебютировал в печати, опубликовав 13 сонетов и драматическую поэму «История рыцаря Д’Алессио». На протяжении творческого пути Кузмин был в той или иной мере близок разным поколениям русского поэтического авангарда , при этом не становясь участником группировок и сохраняя творческую самостоятельность. Разнообразие интересов, любовь к изысканному, свежесть взгляда и тяга к вещным, земным проявлениям жизни — эти особенности творческой позиции Кузмина, особенно полно воплотившиеся в лирике, обусловили отталкивание от эстетики символизма.
В отличие от символистов, стремившихся к религиозно-творческому преображению жизни, Кузмин утверждает радостное, умильное отношение к миру, безусловное его приятие. Поэзия Кузмина лишена социальных обобщений, носит камерный характер. Реальный мир в его поэзии и драматургии постоянно переплетается с миром реальности в другом искусстве . Особенностями своей поэтики Кузмин во многом повлиял на творческие поиски его младших современников — А. Ахматовой, В. Хлебникова.
Его поэзия почти исключает использование метафор, необходимых символистам для сближения далеких смысловых рядов. Слово у Кузмина конкретно, вместо иносказания он использует сопоставление, соприкосновение слов как своего рода частиц мозаики, добиваясь «изумительной стройности целого при свободном разнообразии частностей» . Как мастер изящной стилизации Кузмин выступил в авантюрных «жизнеописаниях» «Приключения Эме Лебе-фа», «Подвиги великого Александра», «Путешествие сэра Джона Фирфакса».
Его проза лишена психологизма, увлекательная фабула строится на изобретательном чередовании приключений и метаморфоз, испытываемых персонажами. Освобожденная от примет быта, социальной среды, насыщенная игровыми мотивами, проза Кузмина приобретает характер своеобразной занимательной мультипликации. Наибольшей художественной ценностью в прозе Кузмина обладают его сказки. Творческий путь характеризуется чередованием подъемов и спадов. Самым малопродуктивным в художественном отношении периодом его творчества стали 1913-1916 годы, когда он широко сотрудничает в бульварной периодике.
После 1917 года творчество Кузмина заметно меняется. В сборниках стихов «Вожатый» и «Нездешние вечера» появляются живые, безыскусственные интонации, впечатление теперь рождается от изящной точности названия. Заметное место в наследии Кузмина занимают литературно-критические статьи и переводы.
Самостоятельность эстетической позиции Кузмина проявилась в сочувственной критической оценке таких разнообразных литературных явлений, как «Городок Окуров» М. Горького, сборник «Вечер» А. Ахматовой, проза Б. Пастернака. Разнообразен и круг переведенных им произведений: проза Апулея и Боккаччо, сонеты Шекспира, произведения Реми де Гурмона, Д’Аннунцио и др. Кузмин был активным участником музыкальной и театральной жизни Петербурга начала XX века. Он написал музыку к ряду постановок Александрийского, Суворинского театров, театра В. Ф. Комиссаржевской, им написаны оперетты «Забавы дев», «Возвращение Одиссея» и др.
Был членом художественного комитета и музыкальным руководителем мейерхольдовского «дома интермедий» в 1910- 1911 годах. Писал комические балеты, оперетты, вокальные циклы. Послереволюционное творчество Кузмина — пять книг стихов, проза, драматургия, критика — представляет интерес как самостоятельный и не менее важный этап литературной деятельности Кузмина и как малоизученная и плодотворная страница в истории русской поэзии.
Кузмин М. А. биография