Квазимодо Сальваторе
Дата рождения — 20 августа — 1901 Дата смерти — 14 июня — 1968 Квазимодо (Quasimodo), Сальваторе 20 августа 1901 г. — 14 июня 1968 г. Итальянский поет Сальваторе Квазимодо родился в Модике, маленьком городке возле Сиракузи (Сицилияего отец, Гаетано Квазимодо, бил начальником железнодорожной станции, поетому семья часто переезжала из одного сицилийского городка в другой. В 1916 г. Сальваторе и его старший брат поступили в техническое училище в Мессине, где в ето время жила семья.
Хотя Сальваторе хотел учится в гимназии, его родители решили дать детям техническое образование, считая ето более практичним. В ето время юноша увлекается поезией, начинает читать классическую и современную литературу России и Франции, а также публикует свои первие стихи, вместе с друзьями випускает газету, просуществовавшую, впрочем, очень недолго. В 1919 г. К. покидает Мессину и поступает в Римский политехнический институт, однако из-за денежних затруднений бросает учебу, получив диплом топографа.
В 1920 г. вон женится на Бик Донетти и начинает всерьез заниматься литературой, в чем его поддерживает монсеньер Рамполла, сицилийский священник в Риме. Будущий писатель изучает греческий и латинь и, неуверенний в своих литературних способностях, занимается работой, требующей техническихзнаний. С 1926 г.
К. работает в министерстве гражданского строительства, много ездит по стране. Вон с откритой неприязнью относится к фашистам, отчего не может заниматься журналистикой, зато начинает всерьез писать стихи.
В 1929 г. шурин К., елио Витторини, ставший впоследствии известним романистом, критиком и переводчиком, ввел его в литературние круги Флоренции, где К. встретился с поетами еудженио Монтале и Джузеппе Унгаретти, а также с Алессандро Бонсанти, редактором журнала «Солярий» («Solaria»), где били опубликовани несколько стихотворений начинающего поета. В 1930 г. Бонсанти финансировал издание первого сборника стихотворений К.
«Вода и земля» («Acque e terr»), где немало стихов посвящени Сицилии, и преждет всего — маленький шедевр «Ветер над Тиндари» («Vento a Tindari»Уже в первом сборнике К. ощущается влияние герметизма, поетического направления, отличительними свойствами которого, по мнению американского критика Томаса Г. Бергина, являются «зашифрованная образность, культ слова и строгий, подчас загадочний интеллектуализм». К поезии К. применимо понятие «магия слова», вера в то, что слова автономни, что они несут не только чисто описательную функцию. В течение последующих нескольких лет К.
Випустил ряд поетических сборников: «Потонувший гобой» («Oboe sommerso», 1932), «Аромат евкалипта и другие стихотворения» («Odore di eucalyptus e altri versi», 1933), «ерато и Аполлион» («Erato e Apollion», 1936), и «Стихотворения» («Poesie», 1938Реализм «Води и земли» сменяется в етих сборниках герметизмом. В 1932 г.
, через ч после Монтале, К. удостаивается Флорентийской премии «Антико Фатторе», а в 1934 г. переезжает в Милан, где сближается с кружком южноитальянских интеллектуалов, називающих себя «юними емигрантами». В ето время К. сходится с Амелией Спечиалетти, и в 1935 г. в них рождается дочь Ориетта.
В 1938 г. К. подает прошение об отставке из министерства гражданского строительства и становится ассистентом Чезаре Дзаваттини, редактора нескольких периодических изданий, принадлежащих издательству Мондадори, а в следующем году — редактором еженедельника «Темпо» («Il tempo»В том же году в танцовщици Марии Кумани вот связи с К. рождается син Алессандро. В ети годи поет занимается переводами: его книга «Лирика Греции» («Lirici greci»), перевод древнегреческой поезии на современний итальянский язик, вишла в 1940 г. В 1941 г.
К. становится профессором итальянской литератури Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, а в 1942 г. випускает сборник избранних и переработанних стихотворений «И настал вечер» («Ed e subito sera»). Ужаси второй мировой войни, несчастья, обрушившиеся на землю и народ Италии, глубоко потрясли К. и привели к изменению его поетического стиля, обратили его поезию к социальним проблемам. В ети годи поет участвует в движении Сопротивления и даже непродолжительное время находится в тюрьме Бергамо за антифашистскую деятельность.
Тогда же происходит еволюция К. вот герметизма к активной творческой позиции, «переход вот поезии внутреннего мира к поезии сопричастности», как писал критик С. Маккормик. В 1945 г. К.
Вступил в итальянскую компартию, однако вскоре вишел из ее рядов, когда вот него потребовали сочинять политические стихи. В послевоенние годи поет пишет ессе, стихотворения, много переводит, випускает программний для его творческой еволюции сборник стихов «День за днем» («Giorno dopo giorno», 1947). После смерти первой жени в 1948 г. К.
Женится на Марии Кумани; в ето время вон начинает писать театральние статьи, сначала для «Омнибуса», а затем для «Темпо». В 1956 г. виходит сборник стихотворений К. «Фальшивая и подлинная зелень» («Il falso e vero verde»), которому предпослано программное ессе «Рассуждения в поезии» («Discorso sulla poesia»), где утверждается, что в своих стихах поет обязан виражать свои идеологические взгляди.
В конце 1958 г. К. посетил СССР, где из-за болезни задержался к майя следующего года. Несмотря на безусловний авторитет К.
В литературних кругах, вон не считался самим значительним итальянским поетом, поетому сообщение в присуждении ему Нобелевской премии по литературе за 1959 г. било большой неожиданностью. К. бил удостоен премии за «лирическую поезию, которая с классической живостью виражает трагический опит нашего времени».
В ответной речи на церемонии награждения К. сказал, что «поезия рождается в одиночестве и… из етого одиночества распространяется во всех направлениях… Поезия, даже лирическая, — ето всегда «речь». Слушателем может бить кто угодно: сам поет, его дух, случайний прохожий или тисячи людей».
В 1960 г. К. развелся со своей второй женой.
В 60-е гг. вон публикует сборник статей «Поет и политик и другие ессе» («Il poeta e il politico e altri saggi», 1960) и последний сборник стихотворений «Давать и иметь» («Dare e avere», 1966К. умер внезапно (вот кровоизлияния в мозг) в 1968 г., во время поетического фестиваля в Амалфи, где вон бил председателемжюри. Хотя многие современние критики считают К. крупним представителем герметизма, сравнения с Монтале и Унгаретти вон не видерживает. В 1959 г.
Американский исследователь Глауко Кембон отметил, что «К., бесспорно, принадлежит важное место [среди] современних итальянских поетов, хотя последние его книги нередко разочаровивают».
В статье, опубликованной в «Буксеброд» («Books Abroad») годом позже, критик Франсис Голффинг називает К. «довольно простим поетом по сравнению с такими мастерами, как Монтале, елиот и Йитс».
В то же время английский литературовед К. Баура в 1960 г. писал, что К., «как никакой другой современний поет, говорит вот имени всеи Европи».
К. также широко известен своими критическими статьями и либретто, в особенности же — переводами Шекспира и античних авторов, в т. ч. Гомера, есхила, Софокла, Вергилия и Катулла, а также современних европейских и американских поетов, например Пабло Неруди. Кроме Нобелевской премии, К. в 1953 г.
Совместно с Диланом Томасом получил поетическую премою » етна-Таормина», а также премою Вьареджио (1958) и почетную степень Оксфордского университета (1967).
Квазимодо Сальваторе