Кюхельбекер В. К. биография
Поэт и революционер — декабрист Вильгельм Кюхельбекер. Родился в Петербурге в семье саксонского дворянина Карла Генриховича Кюхельбекера, в 1770гг перебравшегося в Россию. Человек образованный и деловой он довольно успешно поднимался по служебной лестнице при Павле 1. Но дворцовый переворот оборвал карьеру иммигранта. Поступить в лицей Кюхельбекеру помог М. Б. Барклай-де-Толли.
Кюхельбекеру в лицее на первых порах пришлось нелегко. Неуклюжий; вечно занятый своими мыслями, а по тому — рассеянный; готовый взорваться при любой обиде ему нанесенной; вдобавок глуховатый, Кюхля был предметом насмешек товарищей; подчас вовсе не беззлобных. Пушкин тоже иногда посмеивался над Виленькой но вскоре разглядел и оценил те свойства Кюхельбекера которые заслуживали не иронии, а самого высокого уважения.
Вильгельм был прямодушен и искренен в принципах добра и справедливости. Он лучше других лицеистов знал литературу, историю, философию и щедро делился своими знаниями. Кюхля писал стихи , но преклонялся перед стихами звучными и тонкими по мысли.
Он всегда восхищался стихами Пушкина и с любовью относился к его поэтическому дару. Но при этом возникал с критикой если ему что-то не нравилось. Из лицея Кюхельбекер как и Пушкин, был выпущен в главный архив иностранной коллегии. Но «шаркуном»- чиновником он не мог стать по своей природе; вот и получилось, что бедствия подстерегли его чуть ли не у лицейского порога. По началу про него говорили, что он живет как сыр в масле…
Однако уже весной 1820г мирные дни Кюхли были нарушены. Узнав, что Пушкину грозит царская расправа, Кюхельбекер ринулся на защиту друга. Он прочитал в Вольном обществе стихотворение, «поэта»: «И ты — наш новый Корифей- Певец любви, певец Руслана! Что для тебя шипенье змей, Что крик Ифимии и Врана?- Лети и вырвись из тумана, Из тьмы завистливых времен» И сразу министр внутренних дел получил донос на Кюхельбекера.
Тучи сгущались над головами двух поэтов. К счастью помог третий: Дельвиг предложил место Кюхельбекеру при богатом вельможе. В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства.
В 1821 — 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где сошелся с Грибоедовым. 1823 — 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой, издал вместе с князем В. Ф. Одоевским сборник «Мнемозина», . Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, «охмелел в чужом пиру», как выразился Пушкин.
На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске. Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе.
Пушкин отозвался о нем: «человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд». Как издатель «Мнемозины», Кюхельбекер был одним из распространителей шеллингизма в России. От искусства он требовал самобытности: «для славы России нужна поэзия истинно русская; вера праотцев, нравы отечественности, летописи, песни и сказания народные — лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности».
Основные черты его творчества — идеализм и пиетизм с мистическим оттенком. В крупных произведениях Кюхельбекер мало самостоятелен как по мысли, так и по исполнению; лучшая часть его наследия — лирика, где редки гражданские мотивы и преобладают религиозные и космические. Стиль Кюхельбекера вообще риторичен, местами до вычурности; язык бледен и богат славянизмами и архаизмами; поэтические формы однообразны.
Написанное им еще не собрано; сам он издал отдельно поэму «Смерть Байрона», тяжеловесную шутку «Шекспировы духи», мистерию «Ижорский». Несколько десятков его пьес помещены в «Собрании стихотворений декабристов». «Избранные стихотворения В. К. Кюхельбекера» изданы в Шо-де-фон . В «Русской Старине» были напечатаны его дневник и поэма «Вечный Жид».
Кюхельбекер Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Вильгельм Карлович — писатель и декабрист . Учился в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным и Дельвигом. Служил недолго в министерстве иностранных дел; преподавал русский и латинский языки в Педагогическом институте. В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства.
В 1821 — 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где сошелся с Грибоедовым. 1823 — 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой . Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, «охмелел в чужом пиру», как выразился Пушкин. На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин.
Умер в Тобольске. Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Пушкин отозвался о нем: «человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд». Как издатель «Мнемозины», Кюхельбекер был одним из распространителей шеллингизма в России. От искусства он требовал самобытности: «для славы России нужна поэзия истинно русская; вера праотцев, нравы отечественности, летописи, песни и сказания народные — лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности».
Основные черты его творчества — идеализм и пиетизм с мистическим оттенком. В крупных произведениях Кюхельбекер мало самостоятелен как по мысли, так и по исполнению; лучшая часть его наследия — лирика, где редки гражданские мотивы и преобладают религиозные и космические. Стиль Кюхельбекера вообще риторичен, местами до вычурности; язык бледен и богат славянизмами и архаизмами; поэтические формы однообразны.
Написанное им еще не собрано; сам он издал отдельно поэму «Смерть Байрона» , тяжеловесную шутку «Шекспировы духи» , мистерию «Ижорский» . Несколько десятков его пьес помещены в «Собрании стихотворений декабристов» . «Избранные стихотворения В. К. Кюхельбекера» изданы в Шо-де-фон . В «Русской Старине» были напечатаны его дневник и поэма «Вечный Жид».
Кюхельбекер В. К. биография