«Легкое дыхание» И. Бунина: шедевр новеллистики XX столетия
Новелла «Легкое дыхание», написана И. Буниным, — настоящий шедевр мировой новеллистики, так как автору удалось в короткой форме передать не только историю Оли Мещерской. По закону жанра, новелла должна воссоздать в малом, уникальном, конкретном событии из жизни одного человека всю его жизнь, а в нем — жизнь общества, его способ существования. И писатель создает неповторимый поэтический образ девушки, которая еще только мечтает о единой звездной любви, посредством модернизма. О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разные люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную «философию любовь». По его мнению, любовь — это «темные аллеи», преисполненные чего-то таинственного и неожиданного, это замечательный миг, который часто ведет к трагическому финалу и которую очень легко потерять или не узнать своевременно.
Потом могут прийти тяжелое разочарование, грусть, и даже гибель иногда является избавлением для чувства. В произведениях Бунина случаются трагические финалы через конфликт между идеальным и реальным, но гибель героев почему-то довольно часто возникает у него светлой, по крайней мере, имеет вид наилучшего исхода событий.
С подобным противоречием реального и идеального мы сталкиваемся и в рассказе «Легкое дыхание». События произведения на первый взгляд могут показаться грязными и залосненными. Молодая девушка ведет непонятную игру в любовь с офицером, что был «некрасив и плебейского вида, который не имел ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская».
В «Легком дыхании» Бунин использует прием, который можно назвать «доказательством от возвратного» — даже при таком развитии событий любовь будет оставаться чем-то светлым и нетронутым, она выше будничной грязи. Рассказ начинается и заканчивается описанием кладбища, на котором похоронена девушка. Возле могилы Оли, смотря на фотокарточки умерших, классная руководительница сама себе задает риторических вопрос: «как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что связано теперь с именем Оли Мещерской?» Он не нуждается в ответе, но ответ присутствует вне слов во всем тексте рассказа.
Оля Мещерская воспринимается как воплощение юной девушки, жаждущей любви, мечтательной. Вопреки установкам общественной морали, ее уступки и ее образ почти во всех вызывают увлечение. Почему-то «никого не любили так младшие классы, как ее», почему-то классная руководительница, которая раньше старалась остановить Олю и осуждала ее «преждевременное» замужество, ссылаясь на общепринятые моральные ценности, после гибели девушки, каждую неделю приходит на ее могилу, живет мыслями о ней, да еще и чувствует себя счастливой «как все преданные мечте люди».
Оля Мещерская создана для счастья, поэтому и находит его в уродливой действительности. Именно это дает ощущение «легкости дыхания», которое невозможно сохранить в действительности. Окружающие подсознательно ощущают эту ее особенность, поэтому и тянутся к ней. Она словно заряжает других своей радостью.
Олю Мещерскую убивает упомянутый выше офицер, поневоле введенный в заблуждение игрой девушки. Убивает, так как был близким с ней, верил в ее любовь и не смог смириться с потерей своей иллюзии. Но ведь не каждый человек может вызвать такую сильную страсть.
Многих бросают любимые, и очень редко влюбленные доходят до таких крайностей. Это снова свидетельствует об индивидуальной личности Оли. Ее поступок был жесток, но можно догадаться, что имея такую особую натуру, она одурманила голову этому офицеру неумышленно. Возможно, в отношениях с ним Оля сама искали свою мечту, но не могла найти.
Она чувствовала отвращение к отцовскому другу Малютину, который повел себя с ней, мягко говоря, не благородно. То, что произошло между ними, могло просто сломать ее, как это было с многими девушками. Она могла погрузиться в бездну страданий и прожить в них остаток жизни, могла начать ненавидеть весь мир. Но этого не произошло: любовь и стремление к счастью в душе Оли оказался чрезвычайно большим. Вместо этого она «совсем сошла с ума от радости», компенсируя этим собственное отвращение и унижение. Энергия молодости, мечты, жажда любви были у нее несравненно, но не находили достойного выхода. Так она и начинала «романы» то с офицером, то с гимназистом Шеншиным, но вопреки всему глубина души этой девушки осталась нетронутой. Мечты своим светом одухотворяли все ее аморальные поступки. Поэтому, наверное, и общее впечатление от ее образа остается преисполненным чего-то светлого и прекрасного.
«Легкое дыхание» не угасло под давлением обстоятельств. Не уничтожила его даже смерть Оли: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось по миру, в этом омраченном небе, в этом холодном весеннем ветре».
Такими лирическими строками заканчивается рассказ. Они же передают идею автора: любовь, даже такая «рассеянная», потенциально, не нашедшая своего настоящего героя, всегда является чудом, всегда найдет ответ в душах других людей. Пусть действительность не разрешила девушке воплотить мечты, и противоречия с ней привели к трагедии: Оля, однако, принесла в мир что-то одухотворенное, способное вдохновить.
У каждого времени свой жанр. И если вторая половина XIX столетия подарила миру большое количество прекрасных и разных романов, то в XX столетии, вопреки недоверию издателей, отстаивает свои права малый жанр. Мировая литература знает талантливые новеллы Анатоля Франса, Франсуа Мориака, О. Генри и других. И в русской литературе новелла имела приверженцев, в частности И. Бунина.
Это расширяет возможности автора. Он будто подает несколько разных взглядов на событие, на героиню, чтобы дать понять: жизнь человека, ее личность нетронуты, так как никто, кроме нее, не знает настоящих мотивов поступков и настоящих чувств. Кто-то старается ее учить, кто-то считает ее за напыщенную, кто-то грубо калечит ее жизнь ради своей утехи, а она, эта жизнь — ее. Никто не имеет права на нее. И когда этот жестокий мир насел на Олю, она не выдерживает. Кажется, исповедавшись дневнику, она должна была бы немного успокоиться.
Но стыд и пренебрежение к самой себе толкают ее на бесшабашный поступок — показать дневник казачьему офицеру, который считал ее за свою невесту. Чего ожидала она от этого мужчины? Понимания? Совсем нет. Она понимала всю примитивность этого героя: он считает ее своей собственностью и ни за что не смирится с тем, в чем сознавалась Оля. Она не могла покончить жизнь самоубийством, даже когда жить было не под силу. В дневнике девушка написала: «Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»
Она пошла к тому казачьему офицеру, который не принадлежал к ее кругу и никогда не понимал девушку, до смерти. А он не понял этого и выстрелил в нее. Невозможно пересказать новеллу, да и не нужно, так как за каждым словом, за каждой деталью жизнь и судьба не только этой героини. «Легкое дыхание» вместило целый мир с множеством вопросов и ответов относительно смысла бытия, любви, смерти — всего, что составляет вечную загадку жизни. Именно поэтому это произведение — шедевр мировой новеллистики.
«Легкое дыхание» И. Бунина: шедевр новеллистики XX столетия