Ленинградская блокада в «Записных книжках» Л. Гинзбург и «Записках» О. Фрейденберг
Представляется логичным сопоставить две книги, вместившие две судьбы, — «Записные книжки» Л. Я. Гинзбург и «Записки» О. М. Фрейденберг. Первые самой Гинзбург названы «дневником по типу романа», вторые Н. В. Брагинская назвала «филологическим романом». Оба «романа» писались почти одновременно; их авторы жили в одном городе, принадлежали к одной среде , часто описывали одни и те же явления.
Напрашивается сравнение этих дневников в «сильной позиции».
Такой «сильной позицией», несомненно, является хроника блокадного Ленинграда, развернутая на страницах обоих «романов», — в «Записках блокадного человека» Лидии Гинзбург и «Осаде человека» Ольги Фрейденберг. Стоит остановиться на одной из жизненно важных тем блокадного времени, к которой обращаются оба автора, — теме водопровода. И Гинзбург, и Фрейденберг пишут о водопроводе расширительно — не только в связи с жизнью и смертью, но и в связи с судьбами цивилизации и культуры.
Они свидетельницы крушения системы городского водоснабжения — и это для них знак крушения цивилизации.
Но на этом заканчивается сходство позиций; в «сильной позиции» яснее не просто разность — прямая противоположность мировоззрений.
1
Фрейденберг вписывает тему водопровода в свой миф. Согласно ее мифу, Одинокий ученый, преследуемый обществом, хранит «в катакомбах» светоч культуры; он подобен первым христианам. Ученый, как в древние времена мученики и святые, противостоит могущественному Риму — в его новом обличье.
О. Фрейденберг отрицает не только советскую власть, но все обличья Рима, любые государственные системы. Ее ответ на проявления государственной мощи — отказ, анархический протест: «Я ненавижу государство, власть, политику»
Ленинградская блокада в «Записных книжках» Л. Гинзбург и «Записках» О. Фрейденберг