«Летопись Григория Грабянки»
Г. Грабянка происходит из казацкого рода, учился в Киево-Могилянской академии. Сначала был гадячским сотником, позднее — полковником. Историческая справка относительно написания произведения. Эта летопись посвящена военным действиям, которые происходили в 1648-1654 гг. Впервые она была напечатана в Киеве в 1854 г.
Известно, что Г. Грабянка — человек книжный, хорошо осведомленный с летописями польскими и украинскими. Главной задачей произведения автор считает подробное освещение событий Освободительной войны, сохранить для потомков описание героических дел украинского казачества.
В произведении приводятся тексты многих государственных актов, гетманских универсалов, грамот, договоров.
Тема: изображение событий Освободительной войны 1648-1654 гг., когда под руководством Б. Хмельницкого украинскому казачеству удавалось побеждать польско-шляхетских и татарских захватчиков.
Идея: прославление Богдана Хмельницкого — человека умного, просвещенного, осведомленного в военном деле и стремлениях народа; осуждение Брюховецкого и Тюри, которые нечестным путем захватили власть, расчленили украинские земли, не интересовались жизнью народа, были равнодушны к его страданиям, заботились только о личных интересах, обогащались ограблением государства и трудящихся.
Основная мысль: народ поддерживает, высказывает свою признательность, уважение тому вождю, который болеет душой за них и отстаивает их интересы, а не наоборот, заставляет скитаться, терпеть угнетение и унижение.
Жанр: летопись очень близка к жанру древнерусской повести, произведение сформировано «сказаниями». Такое обращение к традиционным жанрам древнеукраинской литературы вызвано барочными традициями литературы конца ХVII — начала ХVIII ст. Также Г. Грабянка с большим желанием использует народный героический эпос казацких песен и дум, народных легенд.
Композиция. В структуре летописи есть и выборки из иностранных летописей, казацких записей, а также рассказов очевидцев конкретных исторических событий. Именно это и стало выдающимся для жанровой специфики летописи.
По манере написания произведение условно можно поделить на две части. Первая — это ретроспективный зачин, где военные действия толкуются через историю народа. Эта часть является более близкой для фольклорных произведений. Вторая часть тяготеет к аналитическому мышлению, барочному историзму (история в ее динамике). Из описания событий 1664 г. летопись ведется строго по хронологии. Автор старался зафиксировать события, которые происходили на Украине во второй половине ХVII ст., после смерти Хмельницкого.
Сюжет. Особое место в сюжетной структуре произведения предоставляется сказаниям о Б. Хмельницком, которые описывают его ум, политическую умеренность, храбрость и веру в украинский народ (например, похищение у Барабаша писем польского короля). Истинной причиной войны между Украиной и Польшей Г. Грабянка называет захватнические намерения польской шляхты относительно Украины, а никак не ссоры между Хмельницким и шляхтичем Чаплинским.
Умение анализировать и мудро толковать исторические события повышает идейную ценность летописи. Важной сюжетной линией в летописи является описание единодушной поддержки народом Освободительной войны, начатой Хмельницким.
И все-таки центральное место в идейно-тематической структуре летописи занимает война. Интересно, что автор охотно описывает подвиги безымянных героев войны. Важнейшим битвам посвящены целые главы-сказания (битвы при Желтых Водах, Корсуне). Главными героями летописи наряду с Хмельницким и простыми казаками становятся храбрые предводители казацкого войска И. Богун, М. Кривонос и др. Воссоединение Украины с Россией автор оценивает положительно, изображая радость украинцев.
Художественные особенности произведения. Относительно стилевого оформления летописи, то Г. Грабянкой многое использовано из народного творчества: точные традиционные сравнения, сатирические приемы, ритмику повествования.
Идейно-художественный анализ отрывков летописи. «О второй битве казаков с ляхами и о победе под Корсунем».
— Какие впечатления остались у руководства войска после первой битвы с казаками? («…Как казаки (кого мечом забив, а кого в неволю взяв) над поляками гору взяли и как, вместо булавы в руки заступ дал, смерть самого генерала Потоцкого, сына его, торжествуют»).
— Почему ляхи решили пойти войной на Корсунь? («…Чтобы ближе к Польскому краю быть и, при потребности, скорее помощи собрать»).
— В чем проявились сообразительность, решительность и изобретательность плененного казака? («Пленник, будучи от природы сообразительный и хитрый (а может, и самым Хмельницким подговоренный), сказал, что татар только с Тугай-Беем тысяч пятьдесят и что скоро и сам хан со всей силой придет, а казаков много — без счета. Выслушали все то ляхи и поверили, и напала на них боязнь, все они посмутнили, руки у них опустились, и потеряли они голову, так как боялись не только силы казацкой, а и голода и осады»).
— Что свидетельствует о единодушии действий народных масс и казаков в борьбе с ляхами?
— Чем закончилась битва при Корсуне?
3.2.10.2. «О походе Хмельницкого в польские земли весной 1656 года».
— За что татарский хан упрекал Хмельницкого? («Чего это ты соединился с Москвой? Не бойся, тогда не искал ее помощи, когда ярмо шляхетськой неволи рабское со своей шеи снимал! С нами соединялся и побеждал силу польскую»).
— Как гетман повел себя в ситуации, когда услышал обвинения в свой адрес от хана о предательстве? («А ты припомни, как я прислал из Сечи к покойному хану людей и просил помощь не у самого хана, а только выделить расположенных! Переглянулся ли он на мою просьбу? Ни! Он прислал один-единственного мурзу Тугай-Бея с немногочисленным отрядом. И только потом, нюхом слыша добычу и на мое счастье полагаясь, он начал помогать»).
— Какую выгоду получили татары, благодаря Хмельницкому? («И та помощь ваша вам самим больше с руки, поскольку и на море, и на Днепре теперь можете свободно плавать, а не так, как раньше, когда казаков остерегались и ноги туда не ставили! Да и, кроме того, удовлетворяя просьбу вашу, я разрешил вам за несколько поприщ (стадий) от Перекопа на нашей же таки украинской земле ради безопасности вашей Ослам-Город поставить и задобрял вас добром всяким! Благодаря добру тому орда была в состоянии вместо кож одеться в злототканные одеяния, в позолоченные доспехи коней снарядить и сагайдаки украшенные одеть»).
— В чем проявилось коварство татар, когда они укладывали мир с ляхами? («А когда и случалось так, что побежденные ляхи прочили мир, то вы, не ждя нас, провозглашали, что и ныне хотите, и первое хотели с ними в мире и дружбе жить и что не решаетесь только казаков слить, чтобы не вредить вам, и что нам, как христианам с христианами, нужно помириться. Они этими заискивающими словами себя возвеличивали, а нас унижали, выставляли людьми без милосердия»).
— Как повел себя хан во время битвы при Берестечке?
— За что гетман был признательным Богу? («И мы рады, что Господь, дав нам силу снести времена скорби, помог нам в скором времени все то своей отвагой исправить, помог отплатить ляхам и выгнать их из Украины»).
— Можно ли оправдать Б. Хмельницкого, который старался защитить монарха русского? Ответ мотивируйте.
— Почему хану не нравилось то, что гетман поддерживает русскую власть?
— Чем закончился спор в дебатах между ханом и Б. Хмельницким?
«Летопись Григория Грабянки»