Летопись Никоновская: Хронограф Русский
ЛЕТОПИСЬ НИКОНОВСКАЯ — крупнейшая по объему сведений и хронологическому диапазону русская летопись: она содержит изложение отечественной истории от возникновения Русского государства и до 1558 г. Один из ее списков принадлежал Никону, патриарху всея Руси с 1652 по 1666 г., что и дало основание В. Н. Татищеву приписать Никону инициативу составления летописи и дать ей ставшее впоследствии традиционным название.
В действительности же Л. Н. была создана в XVI в.: первоначальная ее редакция была доведена до 1520 г., а окончательный вид Л. Н. приобрела во второй половине того же столетия. Как уже сказано, русская история излагается в Л. Н. параллельно с историей всемирной: составители перенесли в нее соответствующие разделы из хронографа , повествующие об истории Византии и южных славян с IX по XV в.
Но основная ценность Л. Н. состоит в богатстве сведений по русской истории: ее составители, стремясь к наибольшей полноте, соединили извлечения из нескольких летописных сводов. Есть в Л. Н. и уникальные, только в ней встречающиеся известия. Они требуют особенно тщательного источниковедческого анализа: дополнительные, сравнительно с другими источниками, сведения о начальных веках русской истории могут оказаться не отражением каких-то вновь обретенных исторических документов, а сочинением историков XVI в., огорченных скудостью сведений, содержащихся в Повести временных лет и других источниках того времени. Помимо собственно летописных статей Л. Н. содержит в своем составе памятники других жанров: особую, так называемую «Киприановскую» редакцию «Сказания о Мамаевом побоище», особые редакции житий Александра Невского, Михаила Черниговского, митрополита Петра, митрополита Алексия, СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.
Включено в летопись «хожение» митрополита Пимена в Константинополь, послания константинопольского патриарха Луки Андрею Боголюбскому, послания, которыми обменивались митрополит Макарийи Иван Грозный, поучение новгородского архиепископа Симеона, подробный рассказ о митрополите Исидоре, пытавшемся на Флорентийском соборе 1439 г. санкционировать слияние православной и католической церквей, и др. исторические источники.
Для повествования Л. Н. характерна торжественная официальность и парадность: летописец по большей части напоминает о предках называемого им князя , описывая события, в некрологических похвалах не скупится на возвышенные похвалы . Современный историк Б. М. Клосс убедительно показал, что многие стилистические особенности повествования Л. Н. появились в ней благодаря редакторской работе над летописью митрополита Даниила.
Монументальная Л. Н. явилась основным источником еще более обширного исторического труда Лицевого свода, созданного по повелению Ивана IV Грозного.
Изд.: Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ — СПб., 1862-Т. 9.;-СПб., 1885-Т. 10.;-СПб., 1897; Т. 11.;-СПБ., 1901 Т. 12.; — СПб., 1904; Т. 13.
Первая половина.-СПб., 1906- Т. 13. Вторая половина.- .
Лит.: Платонов С. Ф. К вопросу о Никоновском своде // ИОРЯС.- 1902- Т. 7, кн. 3.- С. 24-33; Лавров Н. Ф. Заметки о Никоновской летописи // ЛЗАК за 1926 год — Вып. 1 .-Л., 1927.-С.
55-90; Клосс Б. М.;1) Митрополит Даниил и Никоновская летопись//ТОДРЛ.-1974.-Т. 28 — С 188-201.; 2) Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв.-М., 1980; 3) Летопись Никоновская // Словарь книжников.- Вып. 2, ч. 2 — С. 49-50.
О. В. Творогов
Летопись Никоновская: Хронограф Русский