«Летопись Русская»: «Повесть временных лет» и «Киевская летопись»
Проходят времена, исчезают в безвестности государства, рассыпаются величественные здания и памятники, высыхают деревья и реки, а написанное слово остается, чтобы нести сквозь века вложенное в него содержание и голос человеческой души. Мы почти ничего бы не знали о давности, если бы история не подарила нам летописи — сведенные в хронологическом порядке короткие и более подробные рассказы об исторических событиях. Первое такое сведение имеет название «Летописи Русские» и объединяет в себе три развернутых рассказа: «Повесть временных лет», «Киевская летопись» и «Галицко-Волынская летопись». Идею независимости от Византии и утверждения христианства на Руси провозглашает «Повесть временных лет», составленная в начале XII столетия в Киеве. Давняя книга содержит в себе статьи церковного характера, там же излагается и светская история украинского народа на основании устных пересказов, эпических народных песен и легенд.
Чтобы мы лучше могли постигнуть общегосударственные интересы передовых общественных слоев Киевской Руси, давний летописец использует исторические документы, рассказы участников событий, собственные наблюдения, устное народное творчество. Высокой идее служения родной земле, ревностному отношению к чести и достоинства ее народа уже много веков учит и, я верю, будет и в дальнейшем учить «Повесть временных лет». Своеобразным продолжением этой «Повести» стала «Киевская летопись», в которой описываются события от 1118 до 1200 года. Как мы знаем, к тому времени продолжалась феодальная раздробленность, поэтому авторы «Киевской летописи» защищали уже не столько общерусские, сколько местные интересы. Здесь значительную часть занимают рассказы о продолжительной борьбе за киевский престол, особенно между Мономаховичами и Ольговичами. В это время князья часто призывали на помощь кочевников, которые Киев разрушали и жгли, а население грабили. Поэтому летописцы, которые реалистически изображали все эти распри, на страницах «Киевской летописи» поднимают идею единства Руси, мира, добрососедства, взаимопомощи князей. Но не только лица князей возникают перед нами: авторы знакомят нас с тогдашней жизнью простого народа, который выступает как сила, которая влияет на результаты событий (восстание киевского населения против бояр и купцов). Относительно искусства сказа, то «Киевская летопись» превосходит «Повесть временных лет», а это дает основание утверждать, что его авторы стояли на высшей ступени литературного осмысления действительности, на высшей ступеньке мастерства.
Следующие события, от 1201 до 1292 года, освещаются в «Галицко-Волынской летописи», которая является сплошным рассказом, который включает в себя своеобразные повести о военных походах и других событиях. В ХІІІ столетии Киев теряет свое бывшее могущество, а носителями украинской государственности стали западные земли. В их культурных ячейках, где развивалось писательство, и была создана эта выдающаяся памятка историографии и литературы. В первой из двух частей «Галицко-Волынской летописи» с гордостью описывается жизнь Данила Галицкого: его успехи, победы и патриотичный запал. Во второй части на передний план выходит уже Данилов брат Василько и его сын Владимир — волынские князья, здесь же описана и битва на Калке.
И в конце летописи есть много сообщений относительно Литвы, Польши и Венгрии, очень ощутима граница между православным и католическим мирами. А это, бесспорно, приближает летопись к европейской литературе. Кроме того, яркие характеристики лиц, своеобразный поэтический стиль роднят «Галицко-Волынскую летопись» со «Словом о походе Игоря» и является свидетельством того, что уже в княжеские эпохи в Русской земле создалась литературная школа, произведения которой не потеряли свое значение и сегодня.
«Летопись Русская»: «Повесть временных лет» и «Киевская летопись»