Личное и общественное. Сопоставление стихотворений А. Пушкина «Деревня» и «…Вновь я посетил…»
Стихотворения Пушкина «Деревня» и «…Вновь я посетил…» разделяют шестнадцать лет. Творческую биографию поэта условно делят на несколько периодов. Конечно, эти стихотворения принадлежат к разным периодам: «Деревня» — петербургский; «…Вновь я посетил…» — зрелые годы. Итак, рассмотрим на примере этих стихотворений эволюцию Пушкина-поэта, Пушкина-гражданина и Пушкина-человека.
Интересен жанр стихотворений. В «Деревне» молодой Пушкин экспериментирует, соединяя два жанра , тем самым разделяя все произведение на две части. Стихотворение «…Вновь я’ посетил…» по жанру представляет собой элегию.
Причем, в обоих стихотворениях автор соединяет себя с природой. Так, променяв «порочный двор» на «мирные дубравы», лирический герой оказывается не только на лоне природы, но и «погружается» в себя, в свой духовный мир. Вообще оба стихотворения построены так: сначала описание «уголка» земли , а затем переход к отвлеченным мыслям.
Каков же образ природы в обоих произведениях? Несомненно, пейзаж Пушкина психологический, причем лирический герой и природа едины. Так, в стихотворении «Деревня» «тишина полей» знаменует душевное спокойствие, «темный сад» можно воспринимать как символ души…
Но «…десять лет ушло с тех пор»… Поэтому-то в стихотворении «…Вновь я посетил…» возникает мотив перемен , причем сам поэт замечает, что переменился и он. Все вроде бы прежнее, но все другое… Другое и отношение Пушкина к жизни. Стихотворение «Деревня» входит в вольнолюбивую лирику поэта.
Действительно, Пушкин поднимает в нем тему свободы . В стихотворении «…Вновь я посетил…» главной темой становится тема неумолимого времени, которое-то и не дает свободы человеку. К этому периоду своей жизни Пушкин уже понимает невозможность абсолютной свободы.
Свободна лишь сама жизнь. Оба стихотворения построены на антитезе: на лексической , фонетической, интонационной , ассоциативной и смысловой. Фигура эллипса и инверсия в обоих произведениях создают образ нашей многоликой жизни.
Особенно часто встречается инверсия во «…Вновь я посетил…» , которая, чередуясь с обыкновенным порядком слов , рисует жизнь, ставящую человека в самые различные ситуации. Если просчитать словарь стихотворений, то можно заметить, что чаще всего употребляются прилагательные-эпитеты , затем существительные и, наконец, глаголы. Во второй части «Деревни», написанной в традициях XVIII века, эпитеты становятся оценочными .
В первой части стихотворения «Деревня» чувствуется влияние лирики Жуковского, вторая же часть этого произведения — безусловно подражание Ломоносову и Державину. Отсюда использование приемов синекдохи , гиперболы , аллегории , олицетворения отвлеченных понятий . Анафора создает решительную интонацию.
И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвященной… Вторая же часть «…Вновь я посетил…» написана в собственно пушкинских традициях. Если согласиться, что «существо поэтической техники состоит в периодических возвратах», то таким повтором в обоих стихотворениях станет мотив перемен. Так, меняется жизнь лирического героя на лоне природы в первой части «Деревни», жаждет изменений он во второй; стихотворение же «…Вновь я посетил…» все построено на этом мотиве.
Повторяются тематически и многие метафоры , создавая при этом таинственное мерцание Смысла. Итак, можно сделать вывод: меняется не только все мировоззрение Пушкина, но на протяжении этих шестнадцати лет оттачивается и мастерство его как поэта и художника…
Личное и общественное. Сопоставление стихотворений А. Пушкина «Деревня» и «…Вновь я посетил…»