Лилипутия — Англия сквозь уменьшительное стекло
Сочинение по роману — сказке Джонатана Свифта «Странствования Гулливера». Свифт прожил длинную и насыщенную событиями жизнь. С почетом и любовью относился к нему простой ирландский люд, который справедливо считает писателя своим верным и защитником. Общение с бедными крестьянами, защита их интересов разрешили писателю понять, что народ — творец истории. В своем романе «Странствования Гулливера» автор сатирически изобразил жизнь, которая его окружала, и в аллегорической форме рассказал о современной Англии. Писатель показывает, кто и на самом деле есть король, парламент, окружение короля, мораль и обычаи представителей английской элиты. Современники в описании Свифтом страны Лилипутии и порядков, которые властвовали в ней, увидели множество намеков на событии Англии XVIII столетия. Так, война между Лилипутии и Блефуску напоминала отношения между Англией и Францией, лилипутский император — короля Георга І а казначей Флимнап — премьер-министра Роберта Уолпола и т. п..
Маленькие размеры открытого Гулливером мира призваны продемонстрировать бессмыслицу государственных учреждений. А поскольку Лилипутия — это Англия, то понятно, что Свифт считает: она — не просветительский идеал государства. Писатель сделал смешным лилипутского императора с его претензиями на мировое господство, подчеркнул никчемность министров и вельмож. Рост лилипутов считается определяющим в решении проблем власти. Император, «отвращение и ужас Вселенной», аж на целый ноготь высший за своих подданных. «Самого этого довольно, чтобы вызвать особый почет к нему». Сквозь физическую мизерность яснее проступали их жестокость, коварность, характерные и для настоящих «больших» министров и императоров. Высокие должности претенденты получают не за заслуги перед государством, а за выигранные соревнования среди канатных танцоров. Свифт очень остроумно уподобляет английских вигов и торе к лилипутским партиям, которые ведут между собой отчаянную борьбу, отличаясь между собой лишь высотой подборов на обуви. Точной пародией на католическую и протестантскую церкви есть секты «тупоконечников» и «остроконечников», что спорят, с какой стороны разбивать яйцо.
Герой романа Гулливер, попав к государству лилипутов, сразу же капитулирует перед туземцами: разговаривает покорным тоном, покорно входит в новое помещение, разрешает закоулки себя в цепи, ползает перед императором. Тем не менее, любая власть не является справедливой, и лилипутское правосудие предъявляет обвинение Гулливера в измене, вынося ему приговор — лишить зрения. Герой убегает, но сам испытывает удивление своему поступку. Писатель делает замечание, что человек, который подчиняется среде, превращается в духовного лилипута, даже и тогда, когда она талантливый. Гулливер придет к выводу, что виднейшие герои человечества — это борцы против тирании. «С наибольшим удовлетворением останавливал я свои глаза на людях, которые уничтожали тиранов и узурпаторов, и на те, кто освобождал придавленные народы». Сурово критикуя пороки правящих классов, Свифт не видел той силы, которая бы могла смести насилие и зло, которые властвовали в мире. Но большой писатель видел обнищания родной Ирландии, богатой прежде страны, и верил в простонародье, его честность и ум.
Лилипутия — Англия сквозь уменьшительное стекло