Линкольн Стеффенс: творчество писателя
Линкольн Стеффенс (1866-1936). Он раскрывал в своих статьях и книгах жульнические махинации промышленных монополий, продажность государственных деятелей, связи полиции с уголовным миром, подтверждая все обвинения неопровержимыми фактами и уликами. Но если в тот период Стеффенс перил в возможность исправления порочной общественной системы, го позже он пришел к выводу, что «реформа политики бизнеса пропагандой и политическими мероприятиями невозможна». Есть только один путь — революционные преобразования. В 1931 году писатель опубликовал двухтомную «Автобиографию», и которой подробно проследил свой жизненный путь от детских и школьных лет до выхода его нашумевших обличительных книг. Первый раздел «Автобиографии» под названием «Мальчик на лошади» Стеффенс выпустил отдельной книгой для детей. Повесть переведена на русский язык и др.
Беззаботное детство мальчика из «хорошей семьи», выросшего и провинциальном городе Сакраменто, его первые столкновения с социальными несправедливостями и предрассудками и постепенное разрушение безоблачного ребяческого мирка — таков сюжет повести Стеффенса, изобилующей тонкими психологическими наблюдениями и меткими характеристиками действующих лиц. Впечатлительный Ленни, умеющий преображать в фантазии тусклую, однообразную действительность, населяет высохшее ложе реки индейцами и бобрами, перевоплощается то в Ричарда Львиное Сердце, то в Наполеона, то в Байрона. И не удивительно, что он находит общий язык с людьми, которые бывают счастливы только в мечтах. Незлобивый железнодорожный сторож, угрюмый ковбой, прозванный Герцогом, добрая и отзывчивая фермерша О’Нили живут своей внутренней жизнью, отделенной от их повседневных дел и забот. И они понимают маленького фантазера! А люди самодовольные, лишенные живого воображения, враждебны его натуре, как тот старшеклассник, который с презрением оттолкнул от себя семилетнего «приготовишку».
«Я с тех пор,- пишет Стеффенс,- не раз встречал этого человека; вы нее его встречали. Он — пакостник, убивающий всю романтику жизни, он — тюремщик, не дающий вам поднять голову,- человек, «стоящий выше вас». Я сам иногда бывал им».
Однако Линкольн Стеффенс не стал таким человеком, потому что крушение детских иллюзий не убило в нем правдоискателя. Незаметно для себя мальчик узнает, что «мир на самом деле совсем не таков, каким кажется». Кто заставляет взрослых давать детям обещания и не исполнять их? Почему изящные жокеи разрешают превращать благородный спорт и азартную игру и находятся во власти мошенников? Почему Законодательной палатой Калифорнии заправляют жулики и взяточники? Естественно, что ответа на эти вопросы Ленни не мог получить ни у родителей, ни у школьных учителей. И только значительно позже, когда Линкольн Стеффенс превратился в «великого репортера», долголетние наблюдения над деловой и политической жизнью Америки помогли ему ответить на многие вопросы, мучившие его с детства.
Линкольн Стеффенс: творчество писателя