Лирическая героиня поэзии А. Ахматовой
Любовь — главная тема творчества А. Ахматовой. Эта удивительная женщина-поэт наполнила свои стихотворения любовью и нежностью к мужу и сыну, глубоким чувством к родной земле, своему народу. Чувство это обнаруживается уже в первых сборниках поэтессы — «Вечер» , «Четки» . Ахматова признавалась: «Стихи — это рыдание над жизнью».
Поэтому ее лирическая героиня скорбна и трогательно проста. Неслучайно Ахматова, примкнувшая к акмеистам, разделяла их убеждения в том, что поэзию следует сблизить с жизнью. Любовь уже в ранних ее сборниках — чувство абсолютно земное, лишенное мистической потусторонности. Уже в ранней лирике Ахматовой есть дар передавать сложнейшие психологические состояния любви через предметы, вещный мир, через жесты, детали. Само любовное чувство в сборнике «Вечер» сюжетно не развивается.
Но конфликт любовного треугольника здесь многогранно исследован . Сборник «Четки» открывается эпиграфом из стихотворения Баратынского: Прости ж навек! Но знай, что двух виновных, Не одного, найдутся, имена В стихах моих, в преданиях любовных. Эпиграф задает всему циклу чувство страсти, бурных эмоций.
Житейским контекстом этих стихотворений был разрыв Ахматовой с ее мужем Гумилевым . Традиционно считается, что этот сборник — самый декадентский у А. Ахматовой. Но мне кажется, что это не совсем так. Об этом убедительно говорит стихотворение «Не будем пить из одного стакана…». В нем лирическая героиня пытается соединить свою потаенную любовь и мир конкретных человеческих отношений.
В стихотворении «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…» возникает ощущение любви-неволи лирической героини, ее завороженности этим чувством . В этом же сборнике намечается важный для Ахматовой мотив Божьего наказания . Это наказание воспринимается лирической героиней традиционно: как испытание Духа, крепости человеческой. Лишь немногие из современников Ахматовой уловили новизну следующего ее сборника — «Белая стая» . Среди них был О. Э. Мандельштам, отметивший его «жреческий» стиль.
А, между тем, есть все основания полагать, что именно с этого цикла начинается поворотный момент в творчестве Ахматовой. Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини. Поэтому здесь очень важен образ возлюбленного. О. Э. Мандельштам отмечал: «Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа XIX века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу».
Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность , разнообразие и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня цикла внутренне не изменилась. Мы ощущаем ее независимость от всепоглощающего чувства «жестокой юности». Изменяется и пространство цикла, но это не просто «география». В нем есть стихотворение, которое показывает изменение духовного «пространства» цикла: О, есть неповторимые слова, Кто их сказал — истратил слишком много.
Неистощима только синева Небесная, и милосердье Бога. В «Белой стае» лирическая героиня — уже зрелая женщина. Она осмыслила для себя вечные ценности: свободу, жизнь, смерть. Поэтому даже в стихах, которые развивают круг привычных любовных тем , появляются новые качества лирической героини: достоинство страдания, любви, способность соотносить свое чувство с простором мира.
Именно в этом цикле мы находим переживания трагической судьбы России в предчувствии бед Первой мировой войны . Ахматова приобщается к общей беде и судьбе России. В предисловии к поэме «Реквием» поэтесса писала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». Ее единственный сын Лев Гумилев был арестован.
Свою драму и судьбу Ахматова умещает в лаконичные строки: Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. Свою поэтическую и человеческую миссию, однако, лирическая героиня видит в том, чтобы донести скорбь и страдания «стомильонного» народа. Она становится «голосом людей» в годы тотального и вынужденного молчания всех: Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов.
Тема смерти в поэме обусловливает тему безумия . Само безумие выступает здесь как последний предел глубочайшего отчаяния и горя, когда лирическая героиня как бы отстраняется от себя: Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла… Лирическая героиня А. Ахматовой прошла сложную эволюцию.
От глубоко личных переживаний она пришла к страданию за весь русский народ, с которым разделила самое страшное время в истории.
Лирическая героиня поэзии А. Ахматовой