Лирическая стихия творчества Е. Гуцало
Бесспорная заслуга Евгения Гуцало заключается в том, что он перенес своих персонажей из плоскости героической в лирическую. Возвеличил своими произведениями сборный, плакатний образ своего народа, который описывали его «братья» по перу. Е. Гуцало чувствовал себя среди них наиболее непринужденно, расковано, охотно, рассказывая о красоте родной природы и людей.
Его произведения пронизаны предчувствиям радости и любви, которые в определенной мере нашли свое воплощение в рассказе «Олень Август».
Это произведение — вызов самой жизни, противопоставление чистой детской души, которая умеет мечтать, смело смотреть в будущее; неудачнику, лицемеру режиссеру Альтову. Этот герой прожил жизнь и потерял умение видеть красоту вокруг себя, верить в мечту, добиваться ее осуществления.
Режиссер выдумал сюжет об «Олене Августе», который заслуживал внимания, но не отнесся к нему серьезно, возможно, потому, что не верил в собственные силы, в свой талант, покорившись трудностям жизни, став ее рабом. Этот горе — режиссер подумал, что, наверное, этот школьник с рваным портфелем одарен тем, чем не наделены настоящие мастера? Так как он уже и сейчас видит мир иначе, чем другие, и по его пустырю ходят олени. Возможно, этот дар пропадет напрасно!? Так как человек не всегда догадывается, что он — совсем не такой, как другие.
Поэтому и боится Альтов, завидует Жене, ведь он может догадаться о своем. Из-за этого страха режиссер не стал наставником талантливого ребенка и выгнал его, солгав своей знакомой, что мальчуган не имеет никаких данных для того, чтобы сниматься в кино. Воспользовался своим положением, чтобы обмануть девушку, которая верит в молодого парня.
Женя остался наедине с собой, со своими мыслями, чистым сердцем, которое будет вести его в жизни, и оленем Августом, который не даст потеряться в человеческой суете.
Лирическая стихия творчества Е. Гуцало