• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Лирические миниатюры Александра Солженицына

 

Лирические миниатюры Александра Солженицына

В обширной критической литературе, посвященной творчеству А. Солженицына, его лирическим миниатюрам, написанным в 1958-1960 гг. в Рязани и известным под заглавием «Крохотки» отводится исключительно мало места. В одних работах они вообще не упоминаются, в других о них говорится общо и бегло. А между тем «Крохотки» вполне заслуживают особого научного исследования, так как оказались значительным событием и творческой биографии самого автора, и историко-литературного процесса 50-х — начала 60-х годов.

А. И. Солженицын. Фото. Лето 1957 г.

Цикл солженицынских «Крохоток» состоит из семнадцати миниатюр, различных по своему объему, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Некоторые из них написаны в форме аллегорической миниатюры, замечательные образцы которой созданы И. Тургеневым , В. Короленко , С. Сергеевым-Ценским и И. Буниным .

Как и его предшественники, Солженицын в своих миниатюрах иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолетных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем-повествователем и отражающих его актуальное настроение. Представленные таким образом «мгновения» повседневности приобретают необычную яркость, красочность, и одновременно выражают более глубокий, чем кажется на первый взгляд, смысл.

Так, обыкновенная колода дерева в миниатюре «Вязовое бревно» становится не только объектом описания, но заодно и символом стойкости, могущества природы, ее способности к сопротивлению и сохранению своих живительных сил.

Аллегорический смысл содержит и миниатюра «Костер и муравьи». В ней дана импрессионистическая зарисовка муравьев, попавших в огонь вместе с гнилым бревном, в котором жили. Описывая мечущихся и погибающих в пламени насекомых, не желающих покидать свой родной Дом, повествователь явно поэтизирует их стихийный героизм, но смысл произведения этим не исчерпывается.

Поведение солженицынских муравьев ассоциируется с патриотическим порывом жителей Москвы в романе Л. Толстого «Война и мир», которые, несмотря на разорение, возвращаются в свой город-муравейник и отстраивают его во имя «чего-то неразрушимого, невещественного, составляющего всю силу кочки…». Намекая на образ толстовского «человеческого муравейника», Солженицын взывает здесь к патриотическим чувствам сограждан-современников и опосредованным путем напоминает им, что нельзя покидать родину, находящуюся в опасности.

Эта мысль нашла отражение и в других его произведениях, между прочим, в «Красном колесе», но наиболее четко и непосредственно она прозвучала в статье «Образованщина» , где писатель сурово осудил русскую интеллигенцию, уехавшую на Запад из-за материальных соображений, обвинил ее в равнодушии к общественным проблемам и отсутствии патриотических побуждений.

Иначе построены миниатюры «Отражение в воде», «Способ двигаться», «Старое ведро» и «Колхозный рюкзак», которые условно можно определить как философские этюды. Описательный материал в них максимально сгущен, а на первый план выдвигаются размышления автора-повествователя, представленные в форме внутреннего монолога. Толчком к размышлениям являются обыкновенные предметы и явления окружающей человека действительности: вода быстро текущего потока, старое, уже никому не нужное ржавое ведро, плетеный короб — традиционный рюкзак русской деревенской женщины-труженицы.

В каждой из этих миниатюр мысли повествователя завершаются выводами, неожиданно придающими содержанию иной, метафорический смысл.

Таково, например, окончание миниатюры «Старое ведро». Брошенное у блиндажа старое ведро, над незавидной судьбой которого задумывается повествователь, ассоциируется в его сознании со сверстниками-фронтовиками. Оживляя в памяти образы однополчан, он с горечью констатирует, что их совместные фронтовые чаяния, все, чем жили, «на что надеялись, и самая дружба бескорыстная — прошло дымом», то есть проплыло и рассеялось, оказалось таким же бесполезным хламом, как и брошенное, отслужившее свое, ржавое ведро.

Переносный смысл приобретает и лубяной плетеный короб из миниатюры «Колхозный рюкзак». Крестьянская корзина-рюкзак, емкостью и прочностью которой восхищается повествователь, опосредованным путем отражает смекалистость, трудолюбие и жертвенность русской женщины-колхозницы, взявшей на свои плечи тяжкое бремя забот о пропитании семьи. Одновременно тяжелая ноша русской крестьянки в сознании автора-повествователя ассоциируется с писательским трудом, который он понимает как ответственный общественный долг.

Подспудно прозвучавшая в миниатюре мысль о писателе как властителе душ, восходящая к традиции А. Пушкина, Л. Толстого, Ф.-остоевского, прошла красной нитью через все последующие произведения Солженицына, своеобразно модифицируясь и обогащаясь. Ему особенно близки идеалы русской классической литературы, стремящейся вслед за Пушкиным возбуждать «чувства добрые», призывать «милость к падшим», «глаголом жечь сердца людей».

Развивая эти мотивы в более поздних произведениях и публицистике, Солженицын воспринимает литературу и вообще все подлинное искусство как особый дар Творца людям, благодаря которому они могут приобщиться к тайнам высшего порядка. «Искусство, — отмечает он в «Нобелевской лекции», — растепляет даже захоложенную, затемненную душу к высокому духовному опыту». Припоминая в этом контексте слова — остоевского «красота спасет мир», Солженицын выражает свое глубокое убеждение в том, что подлинное искусство, в котором нерасторжимые узы соединяют истину, добро и красоту, может уберечь человечество от нравственной катастрофы и привести его к духовному единству.

Следующая группа «Крохоток» — «-ыхание», «Гроза в горах», «Утенок» и «Приступая ко дню» — представляет собой что-то промежуточное между миниатюрами первого и второго типа. Они отличаются довольно четко выдержанной трехчленной структурой. Первая часть, как обычно, содержит импрессионистическое описание фона, ситуации, в какой находится повествователь. Потом следует его краткая рефлексия, возникшая под влиянием увиденного, придающая запечатленному эпизоду более широкий контекст.

В конце повествователь подводит итоги своих размышлений, конструируя их в публицистически выраженной форме. По такой модели построена миниатюра «-ыхание». Ее начало — описание крохотного садика после дождя, впечатляюще отражает настроение повествователя, который, как узнаем, совсем недавно возвратился из заключения и радостно, жадно приобщается к жизни на свободе.

По своему умонастроению он напоминает рассказчика «Матренина двора» , близкого ему жизненным опытом и отношением к природе, которую оба тонко чувствуют.

Родственен ему и повествователь рассказа «Правая кисть» , весь текст которого наполнен ощущением радостного возвращения героя к естественному бытию и простым человеческим ценностям. Описание настроения рассказчика сменяется в «-ыхании» его размышлениями о свободе и тюрьме. В них он развивает авторскую мысль о заключении как лишении воли, которая, по его мнению, дороже и важнее человеку, чем самая лучшая пища, напитки и даже женская ласка.

Подытоживая свои размышления, повествователь утверждает, что в жизни можно довольствоваться самым необходимым, можно смириться с неудобствами и недостатками, но без воли жить нельзя. Свобода и тюрьма предстают в «-ыхании» как два противоположных, взаимоисключающих начала.

Позже Солженицын значительно расширил смысл обоих понятий, придав им иные свойства и значение. В «Одном дне Ивана — енисовича» он выдвинул тезис о тюрьме как «порыве к небесам», где «есть время о душе подумать».

Развивая эту мысль, заимствованную у святого Павла, в других своих произведениях, и прежде всего в повести «В круге первом», Солженицын утверждает, что тюремные ограничения, аскеза и страдания содействуют укреплению человеческого духа, позволяют приобрести внутреннюю свободу. Недаром испытавший на собственном опыте духовное возрождение герой Солженицына восклицает: «Благословение тебе, тюрьма, что ты была в моей жизни!»

Привлекают внимание и другие миниатюры анализируемой группы, — прежде всего «Гроза в горах» и «Утенок», отличающиеся богатством содержания и художественного оформления.

В первой дана прекрасная, импрессионистическая картина ночной грозы, состоящая из отрывочных штрихов, мастерски зафиксированных наблюдателем чередующихся световых и звуковых эффектов, мрака, цвета и разных его оттенков.

Во второй миниатюре в центре внимания яркое, лирическое описание недавно вылупившегося из яйца утенка. В обоих случаях непосредственные впечатления рассказчика становятся толчком к рефлексиям и выводам глобального характера.

В миниатюре «Гроза в горах» он формулирует мысль о человеке как частице большого, стихийного мира космоса. Непосредственное участие в мистерии природы позволяет героям произведения ощутить ее величие и мощь и одновременно почувствовать свое родство с бытующими в ней таинственными, созидательными силами.

В другой миниатюре красоте, гармонии и неповторимости природы, воплощенных в маленьком утенке, Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Иронизируя над стремлением современников подчинить себе мир космоса, писатель в полемическом задоре восклицает: «Но никогда! — никогда, со всем нашим атомным могуществом мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать — не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утенка…»

Неприязнь Солженицына к современной технике особенно ощутима в миниатюре «Способ двигаться», где она предстает перед читателем в облике безобразного шестилапого дракона «с мертвыми стеклянными глазами», скрежещущего железом, изрыгающего вонючий фиолетовый дым. Здесь, а также в «Утенке» и «Грозе в горах», писатель явно перекликается с А. Куприным , М. Пришвиным , С. Сергеевым-Ценским и Б. Зайцевым , которые в начале XX века противопоставляли городской цивилизации естественную, спонтанную жизнь природы. Возрождая их идеи в «Крохотках», как, впрочем, и в одновременно возникшем «Матренином дворе», Солженицын закладывал фундамент неославянофильского течения русской литературы, в которое позже включились Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Личутин, В. Лихоносов, Е. Носов, Б. Можаев, В. Распутин и многие другие представители так называемой «деревенской прозы».

Особую группу «Крохоток» составляют миниатюры, которые условно можно определить как путевые очерки. К ним принадлежат: «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта» и «На родине Есенина». Все они являются плодами путешествий Солженицына по России весной и летом 1958 года.

В «Прахе поэта» и «На родине Есенина» нашли отражение впечатления велосипедных экскурсий автора вдоль Оки, а в «Городе на Неве» — наблюдения и мысли, возникшие под влиянием поездки в Ленинград.

Каждая из этих миниатюр содержит характерное для путевого очерка документальное начало, которое составляют названия реально существующих местностей, рек и озер , исторических памятников и лиц , конкретизирующих место действия и исполняющих важную познавательную функцию. Но факты, хотя они здесь и важны, не являются самоцелью и даны, как, например, описание окрестностей озера Сегден или села Константинова в сжатой, динамической форме путем введения кратких усеченных конструкций, назывных предложений, эллипсисов. Жизненные реалии и очерковые зарисовки фона переплетаются с размышлениями, оценками, публицистическими интонациями, придавая повествованию свободный, ассоциативный характер.

Центр повествования составляет рассказчик, тождественный реальному автору, объединяющий разнообразные языковые пласты в единое целое и выступающий в рамках одного текста в функции наблюдателя-обозревателя, комментатора, мыслителя и судьи.

Так, например, в миниатюре «Прах поэта» он вначале играет роль информатора, знатока исторического прошлого деревни Льгово. Потом по принципу контраста дается описание ее современного вида. Величию и красоте деревни в прошлом противопоставляются уродство и опустошенность в настоящем. В повествование попутно включаются рефлексии рассказчика и текст плакатных лозунгов. Но главная эмоциональная настроенность миниатюры — боль и гнев повествователя, опечаленного разорением, уничтожением уникальных памятников сакрального зодчества и живописи Льгова, выражается опосредованным путем.

В текст введено высказывание второго рассказчика — местного жителя, который в спокойной сказовой манере извещает приезжих о том, как дети-колонисты изгадили монастырские стены, разбили иконы, как церкви Льгова разбирались на кирпичи для колхозного коровника, как он сам вместе с другим представителем деревни рвал мантию архиерея, обнаруженного в склепе под церковью. И вот эта речь равнодушного свидетеля, который напоминает повествователя многочисленных рассказов М. Зощенко, говорит о многом. Она полностью его компрометирует, отражая животный примитивизм и духовную пустоту.

Показывая духовный и нравственный упадок соотечественников, Солженицын в «Прахе поэта» задумывается над его истоками. В текст своей миниатюры он вводит слова «вышка», «вахта», «зона», которые небезразличны для ее смысла, тем более, что набраны разрядкой. Они обозначают лагерь, тюрьму, узниками которых становятся древние монастыри и прах поэта Полонского, символизирующие духовные ценности прошлого.

Таким образом писатель стремится подчеркнуть, что причиной морального падения сограждан является их духовное закабаление, полный разрыв с национальными и религиозными традициями.

В миниатюре «Озеро Сегден» позиция рассказчика выражается более четко. Описывая прекрасную русскую природу, а также свои личные переживания, он не избегает и прямых публицистических интонаций, родственных радищевским, обличительным нотам из «Путешествия из Петербурга в Москву». Особенно резкий, непримиримый характер они приобретают в финальных партиях миниатюры, где повествователь зло клеймит «лютого князя, злодея косоглазого», напоминающего сказочного Кощея Бессмертного, который вместе со своими «злоденятами» захватил озеро и держит в страхе и послушании окрестных жителей».

На фоне рассмотренных произведений своими жанровыми и стилистическими особенностями заметно выделяются миниатюры «Мы-то не умрем» и «Путешествуя вдоль Оки», близкие по форме к литературному фельетону. Они отличаются легкостью, подвижностью повествования. Главную, связывающую роль в них играет личность повествователя-гражданина, который стремится обратить внимание соотечественников на будоражащие его важные нравственные проблемы.

В миниатюре «Путешествуя вдоль Оки», развивая основной мотив «Праха поэта», он выступает в защиту памятников сакрального зодчества и подчеркивает их огромную роль как центров жизни народа, помогающих человеку побеждать в себе необузданные звериные инстинкты. Эта мысль в прямой публицистической форме выражена в финале миниатюры: «И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом.

Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли — вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги».

В миниатюре «Мы-то не умрем», написанной в стиле нравоучительных трактатов Солженицына, повествователь-моралист гневно обличает сограждан за бессердечие, утрату памяти об умерших и потребительское отношение к жизни. Констатируя признаки нравственной «болезни» общества, Солженицын сигнализирует о проблемах, которые позже подвергнет глубокому, всестороннему анализу в своей художественной прозе и публицистике .

К главным виновникам нравственного разложения личности в советской России писатель причислит марксистско-ленинскую идеологию, демагогию, отравившую умы, осквернившую традиционные духовные ценности, заменившую Божьи заповеди — принципом вседозволенности во имя «торжества революции», «коммунистического будущего», «пользы дела», а Бога, Иисуса Христа — культом личности Ленина и Сталина. Одновременно, отрицая пороки советской системы, Солженицын обратится к нравственным учениям Толстого, В. Соловьева, — остоевского и подчеркнет, что путь очищения человека, его возвращения к вере, добру и любви идет через покаяние и самоусовершенствование.

В миниатюрах, написанных в форме фельетона, Солженицын проявляет себя как искусный полемист. Он умело подбирает факты, свободно вплетая в повествование фрагменты объявлений и лозунгов, контрастно сопоставляя прошлое и настоящее. При этом писатель неустанно оспаривает чуждые ему мнения, вводя в текст обрывки высказываний оппонента.

Позиция повествователя обычно выражается в оценках и комментариях, но неоднократно он обращается и к опосредованному способу представления своих эмоций , принуждая читателя к «домысливанию», активному восприятию текста, одновременно придавая ему более художественный характер.

В «Крохотках» наметились основные идейно-художественные тенденции всего творчества Солженицына. В них прозвучали главные мотивы его позднейшей прозы и публицистики, а также в общих чертах проявился художественный почерк писателя, своеобразно сочетающего исповедь и проповедь, импрессионистические зарисовки, публицистическое начало и документ. Этот полистилизм, сложный и богатый сплав разнообразных языковых пластов, оригинальных стилистических конструкций, интонаций, жаргонных слов и пословиц нашел яркое выражение в «Одном дне Ивана — енисовича», в очерковой книге «Бодался теленок с дубом» , в «Архипелаге ГУЛаг» и в значительной степени окрасил повествование других произведений Солженицына.

Художественные поиски писателя в «Крохотках» тесно соприкасались с тенденциями к самовыражению, которые на рубеже 50-х и 60-х годов особенно четко определились в творчестве О. Берггольц и В. Солоухина , произведения которых ознаменовали в тогдашней литературе появление нового течения — так называемой лирической прозы.

Солженицын в «Крохотках» шел в том же направлении, но прокладывал свою собственную тропу. Он возродил жанр лирической миниатюры, которая в русской литературе советского периода долгое время была в опале, и, творчески используя опыт Тургенева, Пришвина, Бунина, искусно сочетая беллетристику, элементы публицистики, мемуаристики и документа, придал ей свежий и весьма мобильный характер. За ним последовали Ф. Абрамов, Ю. Куранов, В. Лихоносов и многие другие писатели, обратившиеся к малым лирическим формам в 60-е и 70-е годы.



Лирические миниатюры Александра Солженицына

Другие сочинения по теме:

  1. Прочтут ли россияне Александра Солженицына? Девяностолетию со дня рождения русского классика и титана борьбы с большевистским тоталитаризмом была посвящена международная конференция «Путь А. И. Солженицына...
  2. Краткая биография Александра Солженицына 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск родился один из самых значительных русских писателей ХХ века — Александр Исаевич Солженицын....
  3. Сочинение на основе биографии Александра Исаевича Солженицына В судьбе Александра Исаевича Солженицына события, обычные для судеб миллионов его сограждан, сплелись с событиями редкими и даже исключительными. Будущий...
  4. Урок — анализ миниатюры Цикл новелл Бунина «Темные аллеи» изучается обзорно в 11-м классе. Однако заключительную новеллу-миниатюру «Часовня» можно обсудить гораздо раньше — в...
  5. Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были...
  6. Великий сын россии жизнь, деятельность, судьба Солженицына Александр Исаевич Солженицын — один из величайших патриотов России в истинном значении этого слова. Его жизнь — это подготовка к...
  7. Художественная проза А. Солженицына: проблематика, поэтика, особенности организации повествования Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же...
  8. Конкурс методических разработок и ученических сочинений по произведениям А. И. Солженицына Газета «Литература» Издательского дома «Первое сентября» и Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына Объявляют Конкурс методических разработок и ученических сочинений...
  9. Мои размышления над рассказом А. Солженицына «На изломах» Подошло к концу 20-е столетие, которое было отмечено трагическими событиями, повлиявшими на жизнь страны и на судьбы живущих в ней....
  10. Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор» В произведении «Матренин двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрены, которую никто не...
  11. Тема свободы в произведениях Солженицына В 1960-е годы получили распространение «Крохотки» Солженицына, его стихотворения в прозе. В тон тургеневскому восклицанию «Мы еще повоюем!» Солженицын писал:...
  12. Вопросы смысла жизни в повести А. И. Солженицына «Раковый корпус» В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда, когда молчание было единственным способом выжить. Одним из таких людей...
  13. Комплексный анализ миниатюры М. М. Пришвина Среди заданий ЕГЭ по русскому языку есть такие, которые в полной мере «обслуживаются» уроками литературы. Речь идет прежде всего о...
  14. Сочинение размышление: В чем смысл жизни на примере повести Солженицына Сочинение по повести Солженицына «Раковый корпус». В России бывало время, когда молчание было единственным шансом на спасение, но даже в...
  15. Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» А. И. Солженицын является одним из тех писателей, кто жил и творил в трудные годы советской России. Страдания народа, вызванные...
  16. Произведения Солженицына публицистическое исследование репрессивной системы Любое произведение литературы, отображая жизнь посредством слова, обращено к сознанию читателя и в той или иной степени на него воздействует....
  17. Сочинение на тему: Эстетическая позиция в книгах Солженицына Эстетическая позиция писателя выражена во многих его произведениях, среди которых выделяется книга воспоминаний «Бодался теленок с дубом» (1975). «Никому не...
  18. Мои размышления о книге Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» Лишь в мае 1994 года, через 20 лет после изгнания из России, вернулся Александр Исаевич Солженицын на Родину. Так что...
  19. Один день героя Солженицына Солженицын уже тогда — если не знал, то предчувствовал: срок, накрученный стране партией большевиков, подходит к концу. И ради приближения...
  20. Герой повести-рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Образ Ивана Денисовича как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них — Иван Шухов, уже немолодой боец...
« Любовь, красота, память в рассказах И. Бунина
Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения