Лирические повести Пришвина
«Родники Берендея», первая часть «Календаря природы» , посвящены самому светлому и поэтическому времени года — весне, их главным героем является «сама земля». На фоне лирических весенних пейзажей запечатлены события личной жизни писателя, представлена окружающая действительность.
Эта книга, как и многие другие, создана на основе дневников писателя, которые он вел на протяжении почти всей жизни . В 1920-е годы дневники начинают обретать черты самостоятельного произведения. Именно в них Пришвин без внутреннего цензора излагает свои думы, оценивая происходящее в традициях русской гуманистической нравственности и эстетики.
В поэтической повести «Женьшенъ» сильно лирическое начало, связанное с переживаниями героя. Эмоциональный пафос произведения заключен в противопоставлении мощной чудодейственной красоты природы и сложного противоречивого внутреннего состояния героя. Мятущийся человек не способен ощутить полное счастье среди необыкновенной природы.
Встреча с ней поначалу не отвлекает героя от печальных раздумий, а бередит душу, но постоянное общение с миром постепенно излечивает его, возвращает к жизни и радости.
В книге проявляется сильное качество таланта Пришвина — умение дать поэтичные и в то же время точные описания природы, полные тончайшего психологизма. Название повести, герой которой находится в поиске источника творческих сил, говорит о корне жизни — не только физической, но и духовной.
Современные писателю критики видели в этом произведении прелестную утопию и отдавали должное необыкновенной художественной силе таланта Пришвина.
В 1920- 1930-е годы писатель много внимания уделяет произведениям для детей. Выходят его сборники «Еж» , «Луговка» , «Зверь-Бурундук» , «Журка» , «Серая Сова» , «Дедушкины валенки» .
Пришвин очень серьезно относился к творчеству для детей, считая, что детский рассказ является пробным камнем для писателя. Его книги познавательны и светлы, они увлекают ребенка, будят юное воображение. В творческой манере писателя, в том числе и в детских рассказах, много внимания уделено ритму повествования.
Необычный ритм возникает при повторе слов, особом построении фразы, создании особой интонации: «Растут, растут зеленые дудочки; идут, идут с болот сюда тяжелые кряквы, переваливаясь, а за ними, посвистывая, — черные утята с желтыми лапками между кочками за маткой, как между горами».
В конце 1930-х годов в жизни Пришвина происходит духовный переворот, завершается долгий путь к «Невидимому граду» христианства, к церкви, положивший начало новому этапу творчества — «радостному творчеству христианского космоса любви». Этому способствовала женитьба на В. Д. Лебедевой.
В 1940 г. создана книга «Лесная капель», в нее вошли поэма «Фацелия» и лирические миниатюры «Лесная капель». Издание поэмы было прервано: автору ставилась в вину аполитичность. «Фацелия» — самая любимая поэма писателя, он ее называл «песнь песней». В этом произведении ощущение подлинного счастья, которое испытал писатель в личной жизни.
Образ любимой женщины в поэме собирательный. Здесь присутствует и Горький привкус утраченной первой любви, не покидающий автора. Это произведение этапное для творчества писателя, так как здесь заявлена тема, ставшая лейтмотивом поздних вещей.
По его признанию, в поэме «намечена, но не совсем раскрыта тема первенства жизни перед искусством».
В военные годы Пришвин пишет «Повесть нашего времени» , цикл рассказов «Ленинградские дети», или «Рассказы о прекрасной маме». Писатель создает замечательный образ русской женщины, которая стала «прекрасной мамой» тремстам детям-сиротам. Пришвину удается вернуть первоначальный смысл заштампованному выражению и символу — Родина-мать: она вечна и всегда придет на помощь своим детям.
«Повесть нашего времени», по мнению самого автора, «подчеркнуто субъективная вещь». Размышления и раздумья писателя о русском характере и правде века тесно связаны с героем-рассказчиком повести Алексеем Михайловичем. Подобные философствующие герои встречались в произведениях Пушкина, Толстого, Достоевского.
Лирические повести Пришвина