Лирический герой С. А. Есенина
Полтора десятилетия, которые творил С. Есенин, были одной из самых сложных и непредсказуемых эпох в русской истории. Бурные события, происходившие в стране, сказывались на жизни каждого человека, а особенно сильно — на судьбах гениев, наделенных сверхвосприимчивостью. Вместе с изменением окружающей обстановки менялось мировоззрение Есенина.
Все это находило отражение в лирике поэта, а значит, влияло на образ лирического героя, прошедшего сложный путь эволюции. Молодой Есенин исповедовал христианскую мораль, но Христос для него не Бог, а, прежде всего, идеальный человек. Иисуса, как и многих святых, можно встретить идущим вместе с «каликами» и «богомолками» по дорогам святой Крестьянской Руси, изображенной в стихах поэта.
Лирический герой раннего Есенина необычайно гармоничен. Он странник, «захожий богомолец» , идущий в «скуфье смиренным иноком» . Его святыни — в самой русской земле: «Я молюсь на алы зори, / Причащаюсь у ручья» его храм создан русской природой: «За прощальной стою обедней / Кадящих листвой берез» одно из основных его чувств — это любовь к родине: Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу. Уже в эти годы Есенин пишет: Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть. В осознании бренности всего сущего также проявляется гармоничность лирического героя, который совершенно примирен с естественным циклом жизни.
Но в 1915 году в этот спокойный мир врывается образ грешника и богоборца: Не ищи меня ты в боге, Не зови любить и жить… Я пойду по той дороге Буйну голову сложить. Эта тема развивается в ранней лирике и на протяжении всего творчества Есенина. Единственный период открытого противостояния лирического героя Богу пришелся на время революции 1917 года. В 1918 году Есенин пишет цикл из десяти небольших поэм.
В самой известной из них, «Инонии», лирический герой провозглашает себя пророком и описывает «иную страну», «где живет божество живых. Он восклицает, отрекаясь от христианства: «Тело, Христово тело, / Выплевываю изо рта». Но вскоре Есенин, а вместе с н:им и его лирический герой, возвращается к традиционной крестьянской философии, проникнутой, по мнению поэта, идеей связи человека с космосом. Луна принимает непосредственное участие в судьбе героя: И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час. В этом же стихотворении звучит мысль о том, что крестьянская культура безропотно умирает, Россия-храм гибнет. Лирический герой осознает неизбежность происходящего на Родине.
Так же закономерен и естествен путь от юности к «увяданию». В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» развивается мысль о бренности жизни: «…Все пройдет, как с белых яблонь дым». Лирический герой примирен с существующим порядком и благодарен за то, «что пришлось процвесть и умереть».
Огромное эмоциональное напряжение этого стихотворения достигается путем использования обращений , лексических повторов , инверсий , вопросов , неповторимой цветописи . Неожиданные яркие образы стихотворения сделали его одним из самых известных в творчестве Есенина. Горечь по поводу исчезновения Руси Крестьянской приводит поэта к трагическому ощущению своего одиночества, ненужности в новой жизни. Свою нежную, ранимую душу лирический герой прячет под маской эпатажа. Ярче всего двойственность героя, обостренные до предела отношения поэта с окружающим миром отразились в цикле «Москва кабацкая».
В «Исповеди хулигана» за напускной бравадой угадывается верность истинным ценностям персонажа, созданного лириком. Единственный путь достижения гармонии — это чистая любовь и воспоминания о родном селе и мире материнской заботы, противопоставленном греховной жизни в городе . Иногда ближе всех людей лирическому герою становятся животные: Средь людей я дружбы не имею… Каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать свой лучший галстук. Та же мысль звучит и в стихотворении «Собаке Качалова», где поэт поверяет свои самые сокровенные думы именно Джиму, а не его хозяину или гостям.
Активную попытку преодолеть мировоззренческий кризис автор предпринимает во время создания цикла «Персидские мотивы». Лирический герой стремится обрести душевный покой в любви к прекрасной персиянке. Ему удается на время забыть о своем одиночестве в таких стихах, как «Ты сказала, что Саади…», которые сосредоточены исключительно на «милой Шаганэ». Но большинство произведений проникнуто ностальгией.
В «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» автор не может не думать «про волнистую рожь при луне», про «рязанские раздолья». Даже сама Шаганэ не в состоянии затмить северную девушку. Краткий период относительной гармонии во время южной поездки заканчивается. Возвращается ощущение одиночества и своей ненужности в новой России. В «Руси советской» лирический герой восклицает: «…В своей стране я словно иностранец».
Ему близка только природа, которая, как и поэт, не приемлет новшеств: «клены морщатся» при рассказе красноармейца. Здесь вновь проявляется раздвоенность лирического героя, который готов отдать «всю душу октябрю и маю» за свободу творчества . Это продолжение по-новому выраженной борьбы со своим вторым «я», закончившейся победой лирического героя над темной стороной души в поэме «Черный человек» 1925 года. До этой победы Есенин предпринял попытку принять новую систему ценностей. В стихотворении «Письмо к женщине» он провозглашает «хвалу и славу рулевому», возможно имея в виду Ленина.
В произведении «Неуютная жидкая лун-ность…» лирический герой «через каменное и стальное» видит «мощь… родной стороны». Он пытается примириться с победой паровоза над жеребенком из «Сорокоуста», но замечает: «Может, в новую жизнь не гожусь…» Наконец, в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» автор ясно говорит устами лирического героя, чтобы он остался поэтом «золотой бревенчатой избы». Близкий Есенину мир деревни уходил. И сам поэт все чаще задумывался о смерти.
Особенно ярко эти мысли звучат в стихотворении «Отговорила роща золотая…». Его автор был готов уже уйти из жизни, он осознавал невозвратимость прожитых лет. Лирический герой, проходящий через свой жизненный путь, сопоставляется в этом стихотворении и с рощей, и с журавлями, а его молодая душа — с «сиреневой цветью». Здесь снова возникает мотив связи человека с космосом: О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Трагизм смерти сглаживается утверждением того, что жизнь не заканчивается смертью: Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава…
Особой вехой в развитии лирического героя Есенина стало создание поэмы «Анна Онегина» . Сергей — это одновременно и главный, и лирический герой, и автор, и рассказчик. Но многие оценки происходящего, переживания, реакции на те или иные события могли принадлежать самому поэту.
Это произведение очень оптимистично: Есенин нашел то, что помогает человеку выстоять. Средство спасения от всех невзгод — чистое чувство юношеской любви, пронесенное через всю жизнь. Доля оптимизма присутствует и в самом последнем стихотворении Есенина.
Лирический герой верит, что жизнь души не заканчивается со смертью тела: Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди, — написал он в прощальном послании другу…
Лирический герой С. А. Есенина