Лирика Ф. И. Тютчева
Поэтическое мировоззрение имеет свою структуру. Эта структура может быть определена как «образ мира художника», и этот образ развивается из некоторого «первоистока». В стихотворном обращении к А. А. Фету Тютчев определил свой образ мира, свой поэтический дар как «инстинкт пророчески-слепой». Этот инстинкт поэта, «пророчески-слепой», обращает нас к мифу. Для Тютчева — и в этом он сходится с Платоном и Шеллингом — высшая цель поэзии есть творчество мифов.
Почти все великие создания его суть Мифы — мифы о природе. Основу мифа составляет глубинное переживание, пластически воплощенное в язык поэзии.
В основе мира природы Ф. Тютчева — мифологический мир стихий, первооснов Вселенной. В том же стихотворении «А. А. Фету» поэт определяет свой поэтический дар и как способность «чуять, слышать воды».
Излюбленная стихия поэта — «водная стихия». Кажется, нет в природе такой формы существования влаги, которая не была бы отмечена Ф. Тютчевым.
Разнообразные формы воды в поэзии Ф. Тютчева обнаруживают связь с такими давно известными идеями-первообразами, как Хаос — Бездна — Беспредельное. Корни такого поэтического мировоззрения — в полумифологических созерцаниях древнейших милетцев Фалеса, Анаксимандра: вода есть первооснова всего мира, она есть Беспредельное, откуда все исходит и куда все возвращается. Эта древнейшая этико-метафизическая концепция является основой мировосприятия Ф. Тютчева. Конечно, речь идет не о каких-то заимствованиях, отношение поэта к стихиям огня и воды коренится в подсознательных слоях его души.
Фалес, Анаксимандр, Гесиод, Гераклит, Платон — имена античных философов, чьи созерцания органично вплелись в поэтический мир Ф. Тютчева, не нарушая его стройности и целостности.
Центральной проблемой тютчевской картины мира является оппозиция «Бытие-Небытие». Она имеет свое наполнение:
Лирика Ф. И. Тютчева