Лирика провансальских трубадуров. XI-XIII вв

Трубадуры — пров. поэты и певцы. trobar = «находить» («изобретать»), на провансальском языке. Первым трубадуром был — Гильем Аквитанский (КXI — НXII), и Джауфре Рюдель (сер XII ), Маркабрюн (сер. XII ), Бернарт де Вентадорн (2/2XII) , Гираут де Борнель (2/2XII), Бертран де Борн (КXII — НXIII), Арнаут Даниэль (2/2XII), Пейре Видаль (3/4 XII).

2. Традиционный характер поэзии: закрепленный в традиции каркас (ситуативный и изобразительный)

3. все персонажи и ситуации описывались при помощи системы устойчивых формул:

— дама прекрасна, совершенна душой и телом и способна внушить возвышенную всепоглощающую страсть, она персонификация идеальных свойств

— дама: «свежие ланиты», «атлас рук», «свет глаз» → божественной красоты

— «я» лирического героя: независимо от конкретных сословных, психологических и иных примет трубадуров каждый из них представлял в идеальном облике певца куртуазной любви.

4. доктрина любви:

— не заинтересована в результатах, ориентирована не на достижение цели, а на переживание, которое одно способно принести высшую радость влюбленному, эта радость достигается долгим путем страданий, но уже само добровольно принятое страдание — радость.

— трубадуры воспевали не свою чувство, а любовь человека к Благу, Красоте и Совершенству как к началам, обладающим абсолютной властью в мире, наполняющим его смыслом и нравственной теплотой. Новаторство: впервые решились отождествить это благо не непосредственно с Богом и Девой Марией, а с идеализированной женственностью, воплощающей высшие духовные ценности, и персонифицированные в образе Дамы.

— любовь к даме — отблеск и предвкушение небесной любви → обожествление и религиозного поклонения, сугубо духовный характер чувства.

— выдвижение на первый план «земной», хотя и обожествляемой, дамы → стремление закрепить высшие ценности в земном мире → светскость лирики.

— любовь осмыслялась в терминах феодальных отношений («служил» ей как вассал сеньору)

— «петь» = «любить», любовная песнь замыкалась на самой себе

— fin amors — «тонкая», «совершенная» любовь, порождаемая Богом, как единственно возможным источником любви

5. жанры: (нормализовано):

— канцона жанр куртуазной любовной песни -: 5-7 строф, замыкаемых одной или двумя посылками (торнадами). Посылки состоят из 3-4 стихов, повторяющих метрическую структуру и рифмы заключительной строфы. В них обычно содержится указание на адресата песни, часто — зашифрованного условным именем, «сеньялем».

— сирвента — о политических событиях, вопросах морали, высмеивали своих политических или религиозных противников, проповедовали крестовые походы, прославляли доблесть и щедрость своих покровителей и друзей, оплакивали их смерть (ех: Бертран де Борн). Метрика та же.

— прения (подвид сирвенты): 2 трубадура писали одну сирвенту (или один за двоих).

— тенсона (допускала свободное развитие диалога) и джок партит (1 трубадур, открывающий прения, задавал тему, сводимую к дилемме, 2 — противоположное мнение) — варианты прений.

— пасторели — диалогический жанра, героиня всегда пастушка.

— альба («заря, рассвет») — песня, посвященная неизбежности разлуки влюбленных на рассвете

6. Персонажи:

— дама — воплощение куртуазного идеала.

— влюбленный трубадур, lauzengiere (сплетник, клеветник, доносчик).

— муж дамы — носитель некуртуазных качеств.

— Lauzengiere — олицетворение антикуртуазных чувст (ревности, страха, fals amore) и поведения, направленного на разрушение любви. Персонификация любого препятствия.

Бертран де Вентадорн — мастер светлого стиля. Считал, что настоящая любовь рождает настоящую песню.

Маркабрюн в наибольшей степени оказался под влиянием религиозной идеологии. Отсюда и его глубокая, во многом темная, герметическая поэзия. В энергичных, порой даже слегка грубоватых стихах он критически оценивал обычаи своего времени — но не против куртуазии, а наоборот, против ее упадка.

О Джауфре Рюделе — певец «дальней любви». Воспевал Даму, до которой никак не мог дотянуться. Жизнеописание говорит, что это была принцесса Триполитанская. Изощренный стиль, полный иносказаний и намеков, не дает нам возможности установить с абсолютной точностью, имел ли автор ввиду расстояние географическое или социальное.

Арнаут Даниель — слава очень трудного поэта, мастер темного стиля. Переставил два основных начала поэзии трубадуров: любовь и поэтическое мастерство: только настоящая песня свидетельствует о подлинности любви.

Индивидуальное начало проявлялось и в совершенстве формы. Именно поэтому высшим достижением являлся «темный стиль», т. е. большое количество метафор, недосказанностей и т. д., так, чтобы тебя понимали избранные.