Лирика трубадуров. Королева средневековой литературы
Провансальская лирика имела строго регламентированные жанры. Некоторые из них имели связь с народным творчеством. Так, альба, которая воспевала горечь разлуки на рассвете, связанная с народными свадебными песнями. Для наиболее распространенного жанра поэзии трубадуров — канцоны, любовной песни (прованс — песня), характерные так называемые «весенние пения» (поэт начинает свою песню из описания весны, щебетание птиц, первых цветов, — эти традиционные пения взяты из народной лирики). Трубадуры высоко ценили литературное мастерство. Они соревновались в создании новых стихотворных форм, поскольку хотели быть виртуозами в поэзии (обратимся к значению слова создавать, находить, изобретать).
Кроме жанров, которые имели фольклорные корни, трубадуры разработали: пасторали, в которых рыцарь добивался любовь хорошенькой пастушки; сирвенты, где принадлежало обсуждать политические вопросы; тенсоны, предназначенные для философских выступлений и т. п. Трубадуры вошли в историю средневековой литературы как первые куртуазные лирики Европы. За ними идут поэты других европейских стран. Среди них видное место занимают немецкие миннезингери («певца любви»).
Как свидетельствуют полулегендарные биографии этого провансальского поэта-трубадура, составленные в XIII столетии, он был благородным человеком, правителем Блайи, принимал участие во втором крестовом походе.
С именем Джауфре Рюделя связанная одна из популярнейший в европейской литературе легенд о высокой любви. За этой легендой, он влюбился в графиню Триполитанскую, ни раза не видивши ее, а лишь услышав о ее красоте и добропорядочности от паломников, которые поворачивались из Антиохии. В ее честь Рюдель написал много песен. Чтобы увидеть графиню, он отправился в крестовый поход, но во время морского путешествия смертельно заболел и был доставленный моряками до одной из триполитанских таверн. Об этом узнала графиня и пришла, чтобы увидеть его. Знаменитый рыцарь умер на руках у своей любимой. Графиня похоронила его с большими почестями в храме, а самая постриглась в монахине, настолько за ним грустила.
Рюдель со своими мотивами «любовь на расстоянии» еще больше развил тему куртуазной любви. Эта любовь — идеальное, чистое, благородное, недосягаемое. К нам дошло всего 6 песен поэта. Легенда о Джауфре Рюделя привлекала таких знаменитых поэтов и писателей, как Петрарка, Едмол Ростан, Гейне. Воспевая Прекрасную Даму, трубадуры придерживались любовного кодекса, согласно которому она была украшением земли и царствовала в сердце влюбленного поэта. Как ювелир, который любуется редчайшей коллекцией драгоценных камней, возьмет то один самоцвет, то другой, так и поэт в стихе перебирал драгоценные черты своей дамы сердца. У нее волосы сияет золотом, лучистые глаза, лоб — румяные щеки, красиво очерченный нос, маленький рот, пурпуровые губы, руки с тонкими и длинными пальцами, утонченные брови, «зубы белее жемчуга».
Бертран де Борн — представитель средневековой провансальской поэзии трубадуров. Уроженец Лимузена, где не прекращались междоусобные войны больших феодалов как один из одним и со своими вассалами, так и со своим сюзереном — герцогом Аквитанским (в эпоху поэта — королем английским Генрихом II). Будучи небогатым бароном, который горько оплакивал невозможность вести большую войну за неимением средств, Бертран де Борн был и в жизни, и в литературе ярким выразителем идеалов феодального рыцарства. Война как достойное проявление рыцарской отваги и как источник обогащения для рыцаря составляет главный предмет лирики поэта, в которой мотивы любви (т. е. согласно куртуазному кодексу, прославление жены другого сеньора) занимают совсем незначительное место.
Любимая форма произведений Бертрана де Борна — сирвенты, полемические песни. Поэт то засыпает жгучими укорами ленивых феодалов, жизнь которых, по его мнению, достойное ломбардского ростовщика, то высмеивает скупость сеньоров, которые жалеют денег на войны, то изображает сложные политические интриги в свое время, давая волю своему остроумию в обидных прозвищах, которыми он наделяет политических неприятелей (например, король Ричард Львиное Сердце фигурирует в сирвентах где Борная под прозвищем Такини). Поэт изображает яркие картины средневековой войны, которая, по его словам, «делает щедрыми сеньоров». Война в его мастерских стихах часто приобретает характер веселых турниров.
Вокруг имени де Борна существовало немало легенд, которые рассказывали о его участии в многочисленных войнах короля Генриха II со своими сынами. Через несколько десятилетий после смерти поэта большой итальянец Данте использует одну из таких легенд в своей «Божественной комедии» и «поместит» Бертрана де Борная в ад за то, что он якобы поссорил короля Генриха с одним из его сынов.
Образ де Борна надышал многих европейских поэтов. Он стал героем стихов немецкого поэта XIX столетие Г. Гейне, главным героем романа современной русской писательницы К. Хаецкой «Бертран из Лангедока».
Лирика трубадуров. Королева средневековой литературы