Лирико-философские отступления в литературе
В книгах Пришвина много лирико-философских отступлений, созданных то в русле сказочного повествования, то в форме притчи. Так, например, в «Корабельной чаще» больше половины текста занимают авторские размышления, раскрывающие основное идейно-нравственное содержание произведений.
Герои (особенно в «Осударевой дороге» и «Корабельной чаще») олицетворяют какую-либо одну национальную черту, воплощая устойчивый склад народного мышления и чувствования (будь то правдоискательство, совестливость, радостное изумление перед красотой). Психологических подробностей, диалектики души, спроецированной на широкий общественно-исторический фон, как у Леонова, здесь нет. Зато воссоздаются сложные и разветвленные связи русского человека XX в. с родной природой.
В «Осударевой дороге» и «Корабельной чаще» мерно шумят величественные леса, несут свои воды бесчисленные реки и ручейки, а в озера, как в очи самой планеты, глядятся вековые деревья. И на этом богатырском фоне, передающем былинные времена, развертывается реально-сказочное повествование о жизни простых русских людей.
Постепенно, с помощью лирико-философских отступлений и символических иносказаний обнажается второй, глубинный пласт произведений. Так, роман о строителях, ведущих водную артерию старинным петровским волоком, или повесть-сказка о неунывающем солдате Василии Веселкине и его ребятишках вырастают в книги этико-философских откровений, ибо героям их открывается истинный смысл жизни. Человек — благодарный созерцатель просторов родного края, каким по преимуществу выступал лирический герой дореволюционной прозы Пришвина, предстает в романах и повестях советской эпохи как преобразователь природы. Но, как верно заметила критика, и герой-победитель выступает в книгах Пришвина, сохраняя «чувство неразрывного родства с природой». Милосердное отношение к природе — лейтмотив всех книг Пришвина последних десятилетий его жизни. В них писатель утверждает мысль о высшем назначении свободного человека.
Произведения Пришвина при всей их смысловой многозначности, художественной обобщенности близки по духу сказке, притче, басне. Разумеется, было бы упрощением сводить сюжетно-композиционные принципы крупных произведений писателя к жанру народной сказки. Тут все глубже и оригинальнее, поскольку элемент небывалого окрашен в цвета социально-этической утопии. Однако и здесь социальные мотивы осмыслены с позиций народных представлений о добре и зле.
Лирико-философские отступления в литературе