• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > Литература Германии в послевоенный период

 

Литература Германии в послевоенный период

С момента своего возникновения группа “47” была объединением единомышленников. Но это сходство было в первую очередь идеологического, антифашистского порядка и вовсе не исключало эстетического плюрализма. Каждый член группы, будучи самодостаточной личностью в творчестве, находился в то же время в постоянных поисках новых выразительных средств. В этом смысле внутри членов группы шли постоянные споры, дискуссии вокруг тех или иных течений, направлений, которые в конечном счете сводились не просто к формальному экспериментаторству, а зарождению нового метода.

С одной стороны, как выразился Рихтер, “группу “47” создавали не литераторы, а политически ангажированные публицисты с литературным честолюбием”, а с другой, неся в себе функции творческой мастерской на протяжении многих лет, группа “47” представляла особую ценность. Хотя группа не афишировала себя и все ее собрания проходили в местах, удаленных от больших городов, но многие взоры были обращены к ней. Авторы группы “47” входили во все детали окружающей их жизни и вскоре почувствовали атмосферу некой успокоенности, начинающегося забвения недавних трагедий фашизма в пылу восстановления разрушенного хозяйства и наращивания жизненного благополучия.

В творчестве ведущих художников группы проблема “вины и ответственности”, звучащая и ранее, начинает обретать иной оттенок. Так, в рассказе Андерша “Кругосветное путешествие на немецкий лад”, герой – “маленький человек”, обыватель Циммерман, торговец вином. Хотя действие отодвинуто в далекое прошлое – конец XIX начало XX в., ситуация, в которой оказывается главный персонаж, знаменательная. Циммерман, бесконечно вовлекаемый в какие-то карательные действия – то в подавление “боксерского восстания” в Китае, то в экспедиции с той же целью в Африке, бездумно участвует в них, нисколько не заботясь о нравственных, человеческих сторонах этих актов. Его беспокоит только то, что из-за этого отодвигаются планы стать владельцем винного погреба.

Экономическое возрождение ФРГ постепенно насаждало этот дух забвения и давало почву для новых амбициозных устремлений неофашистов. В литературе 50-х годов это отражается двояко. С одной стороны усилением литературы модерна, с другой начавшимся процессом сближения литературы группы “47” с писателями внешней эмиграции.

Такая тенденция в литературе, когда не согласные с государственной политикой буржуазные демократы, политические публицисты и просто честно мыслящие интеллигенты уходили в “литературную эмиграцию”, была весьма продуктивна. Как писал американец Курт Воннегут, исходя из той же ситуации в США в начале 70-х годов: “Хотя и верно, что нашим беллетристам не удалось изменить ход войны во Вьетнаме, у нас есть основание подозревать, что мы отравили умы многих тысяч, а может быть, и миллионов американцев. Мы надеемся на то, что благодаря этому на них впредь уже нельзя будет положиться… Наше влияние распространяется медленно и незаметно и касается преимущественно молодежи… Но оно будет весьма ощутимо, когда те, кто слушает нас сегодня, приобретут силу и влияние”.

В этом смысле вклад писателей группы “47” в борьбе за свержение коалиции ХСС/ХДС в 1969 г. в том и заключался, чтобы “отравить умы многих тысяч, а может быть, и миллионов западных немцев, и это обстоятельство нельзя сбрасывать со счетов при оценке деятельности группы”.

Что же касается тенденции в сторону модерна в литературе ФРГ 50-х годов, то это выражается в применении художественных средств европейского и американского модерна 20-40-х годов на немецкой почве.

Особого внимания заслуживает тема творчества Кафки, его влияния прямого или опосредованного на многих писателей и группы “47” и вне ее. Тут не обошлось и без эпигонства и внешнего подражания тому, кому суждено было стать знаковой фигурой ХХ и XXI веков.

По верному замечанию В. Кеппена, Кафке невозможно подражать: “Кафка не является создателем школы, литературного направления, у него нет никакого стиля, который следовало бы развивать… Кафка – это мышление, чувство, страх, биение сердца, молния, несбыточная надежда, рай, который можно лишь выдумать, вспомнив об изгнании оттуда” .

Во многих случаях увлечение Кафкой не выходило за рамки подражания внешней стороне его творческой манеры, но в случае с серьезными художниками это шло от совпадения с ним духовного состояния мыслящей личности в атмосфере “злосчастного столетия”. И тогда проза наполнялась новой поэтикой, “подвижностью” художественных средств.

И сатирическая парабола Шнурре, и антиутопические элементы в произведениях Йенса, и экзистенциальная идея абсурдности бытия в рассказах И. Айхингер – это выражения того состояния мира, которое может быть отражено новыми средствами постижения иррациональных сторон жизни.

В этот период внутри писателей “группы 47” наблюдается деление на старшее поколение, проводящее линию “литературы прорубки”, и молодое, склонное к модернистской эстетике. Но постепенно, по велению времени, становится очевидным, что движущей силой многих произведений уже является не социально-политический, а человеческий фактор, трактуемый метафизически. Возникшее внутри группы разногласие было связано, несомненно, сменой политических и эстетических ориентиров, вызванных серьезными изменениями в социально-политическом развитии ФРГ.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


Литература Германии в послевоенный период

Другие сочинения по теме:

  1. Развитие литературы: Литература Германии Всемирно-историческая победа антигитлеровской коалиции во второй мировой войне положила конец господству фашизма в Германии. В 1949 г. на территории страны...
  2. Литература рабочего движения в Германии 1861 – 1920 года Литература, связавшая себя с рабочим классом, находилась в этот период в состоянии, соответствовавшем культурно-политическим установкам немецкой социал-демократии. В то время...
  3. Литература Германии в ХХ веке. Томас Манн (1875-1955) Первая империалистическая война, революции в России и в Германии, годы Веймарской республики, приход Гитлера к власти Вторая мировая война, поражение...
  4. О развитии литературы Германии к концу 50-х годов В ходе первоначального периода речь шла прежде всего о том, чтобы ликвидировать духовное наследие фашизма, чтобы расчистить путь для развития...
  5. “Серебряный век”: модернистский период развития русской поэзии На изломе ХIХ-ХХ ст. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бушующее развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции....
  6. Пути становления послевоенной литературы Германии После окончания II мировой войны на литературной арене в западно-германской зоне происходит некое “глухое” противоборство самых различных литературных направлений, ищущих...
  7. Второстепенные прозаики в период после первой революции и до мировой войны В период после первой революции и до мировой войны в России было написано очень много прозы, авторы которой были более...
  8. Объединение кружков рабочей литературы. Союз писателей Германии Объединение кружков рабочей литературы включает в себя рабочих и служащих, которые в городских “мастерских” вместе с писателями и журналистами средствами...
  9. Союз пролетарско-революционных писателей Германии Приобщение Курта Тухольского к революционному рабочему движению свидетельствовало об общей тенденции развития социалистической литературы. Она достигла к тому времени такого...
  10. 70-е годы – проза Германии Важнейшим результатом политизации в 60-е годы, несомненно, было становление демократических и социалистических позиций в литературе, что было связано с общим...
  11. Литература изгнанных. Антифашистская эмиграция Антифашистская эмиграция – большая глава истории и не только истории литературы. Свою родину покинули представители почти всех политических партий и...
  12. “Наступление национализма” в литературе Германии Так называлась книга Эрнста Юнгера, вышедшая в 1926 году. В том же году был опубликован роман Ганса Гримма “Народ без...
  13. Прозаики в период до мировой войны При всей популярности произведений Горького, Андреева и Арцыбашева они не удовлетворяли читательскую жажду вымысла. Вернее, они не соответствовали ей. Русские...
  14. Новые тенденции в поэзии Германии в конце 60-х годов В поэзии также произошел явный поворот к социальной действительности, что было связано с политизацией тематики. Пасхальные марши мира, протесты против...
  15. Искусство в борьбе. Борьба за свободу Германии Писатели-эмигранты, разумеется, не стремились к “революции в литературе”, в частности к революции формы; скорее достигли своего развития тенденции мировоззренческого содержания...
  16. Русская литература 60-х годов ХІХ века В русской литературе 60-х годов произошли существенные изменения. В новых условиях литература и литературная критика стали одним из мощных факторов...
  17. Особая роль телевидения Германии в 60-е годы ХХ века В 70-е годы огромный общественный резонанс этих телефильмов и телероманов получил историческую оценку: “Потребность пережить исторические и современные события вместе...
  18. Политизация театра в 60-х годах Германии В 60-х годах произошли серьезные изменения в драматургии. Исходя из нового отношения к традициям, она стала критически и реалистически отражать...
  19. Хрестоматия: Литература на линии огня (1933-1945) В 1932 г. Л. Фейхтвангер, отмечая все растущее наступление фашистского варварства, подчеркивал значение немецкой гуманистической культуры в этих условиях: “Правда,...
  20. “Черные” тридцатые годы Германии Но “золотые” двадцатые вели к “черным” тридцатым и сороковым годам. В 1929 году в США разразился экономический кризис, парализовавший всю...
« Характеристика образа Федора Павловича Карамазова часть I
Сочинение-рассуждение “Какой подарок лучше” »



  • Новые сочинения:

    • Детские повести “Бумажные кораблики”
    • Советы написания сочинений для 7-го класса
    • Вишневый сад – один из сложнейших символов нашей литературы
    • Гуманизм в тупике
    • Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон”
    • Истолкование драмы Софьи и ее “горя от любви”
    • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
    • Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах
    • Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
    • Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью
Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения