Литература в истории человечества ХІХ столетия
В истории человечества ХІХ ст. было эпохой настолько же судьбоносной, насколько динамической и противоречивой. Начиналась она под грохот артиллерии Наполеона, который слышали Африка и Европа, Берлин и Москва, Аустерлиц и Ватерлоо. Многие люди тогда верили, что этот, «никому не известный бедный лейтенант, стал властителем мира с помощью только своей шпаги» (Стендаль, «Красное и черное»), был рыцарем «свободы, равенства и братства». Тем не менее, добившись власти, пылкий поборник свободы и враг монархии сам стал императором! Это было еще одной горькой пилюлей для тех, кто верил в лозунги Просвещения и Великой французской революции 1789-1793 годов о наступлении эпохи «свободы, равенства и братства».
Красивые лозунги превратились в кровавый террор, а «основанные «победой ума» общественные и политические учреждения оказались злой, смехотворной карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Ф. Энгельс). В начале ХІХ ст. победа капитализма над феодализмом стала очевидной и окончательной. На смену власти монархов и аристократов пришла власть «денежного мешка», который властвует и ныне. Наверное, революционеры имеют какую-то магическую, не до конца постижимую привлекательность. Возможно, все, кто страдает, но никак не отваживается восстать против гнета, с особым уважением относятся к тем, у кого на это хватило сил и мужества. Так или иначе, а на границе XVIІІ-XIX ст. авторитет революционной Франции в мире был чрезвычайно высоким.
Персонифицированным воплощением Великой французской революции стал Наполеон Бонапарт, которого в Европе одни обожествляли, другие — ненавидели, но не игнорировал никто. «Экзистенционный отголосок» (определенные знаки, артефакты) тех буревых событий уже так давно и глубоко вошли в нашу повседневную жизнь, что часто мы его даже не замечаем. Так, смотря на статую Свободы в Нью-Йорке, мы не всегда вспоминаем, что этот величественный памятник Соединенным Штатам Америки к 100-летию Декларации независимости подарила Франция, которая поддерживала США в борьбе за независимость.
Так же редко присматриваемся и к американской долларовой банкноте, где в центре изображена «Декларация прав человека и гражданина», одобренная революционным французским Конвентом в 1791 г. А о том, что нескладную и абсолютно несогласованную систему мер в Европе унифицировал Наполеон, помнят лишь специалисты. До этого, в каждой стране была своя система мер. Так, во Франции измеряли расстояние лье, в Англии — милями, в России — верстами. Политическая оттепель, которая началась было в Русской империи, закончилась лютым сибирским морозом. Могли ли литераторы стоять в стороне от этих событий, не реагировать на настроения времени? Обычно нет, недаром же мы с вами уже вели речь о принципиальном настрое творчества поэтов-современников: жизнерадостность Пушкина («Товарищ, верь, взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия пробудится ото сна, И на обломках самовластия, Напишет наши имена!») и пессимизм, «мировую скорбь» Лермонтова («Печально я смотрю на наше поколение!»). В то же время в Италии, которая находилась во власти австрийцев, вступало в силу движение карбонариев — «угольщиков».
Такое название он получил от одного из многочисленных любимых ими магических ритуалов — выжигание древесного угля, который символизировал духовное очищение человека. Карбонарии боролись за независимость и объединение страны и установление в ней конституционного порядка. Они принимали участие во многих революциях, вследствие которых 17 марта 1861 г. Италия была провозглашена единым государством. Как вы уже знаете, проживая в разных городах Италии, карбонариям помогал и вольнолюбивый английский лорд Джордж Байрон через родственников волшебной Терезы Гвиччиоли (помните загадку имени любимой юного Ивана Мазепы, героя поэмы выдающегося английского романтика?). Ему была небезразлична свобода народа как на родине, в Великобритании (вспомните выступление Байрона в парламенте в защиту луддитов), так и в других странах. Ведь его кредо было таким:
Если из рабства не можешь освободить свой край, Борись для чужого народа. О подвигах Греции и Рима вспомни И умри в боях за свободу! (Перевод Д. Паламарчука).
Кроме того, Байрон своими свободолюбивыми стихами призвал к борьбе за независимость от Османской империи и греков, напоминая им о славе их предков-эллинов:
Сыны Эллады, время! Вставайте, рвите кандалы. Зовет давняя слава вас и предки, достойные почета! (Перевод Д. Павлычко).
Одной из главных ячеек объединения греческих национально-освободительных сил в начале ХІХ ст. стал город Одесса, где и ныне существует многочисленная греческая община и функционируют греческие церкви. Именно здесь в 1814 г. была основана общенациональная тайная организация греческих патриотов «Филики этерия» («Дружеское общество»).
Ее создали по образцу тайной масонской ложи или подпольного общества карбонариев. Именно эта организация подготовила греческую революцию 1821-1829 годов, которая завершилась освобождением Греции из-под власти Османской империи. За деятельностью полутайных греческих обществ в Одессе наблюдали (а иногда и приобщались к ней) А. Пушкин и А. Мицкевич, сосланные на юг Русской империи за вольнолюбивые настроения и стихи. После продолжительной борьбы за освобождение из-под власти Турции Греция была провозглашена независимым государством (1830). В июле 1830 г. в Париже произошла еще одна революция, которая окончательно положила край попыткам реставрации во Франции феодально-монархических порядков. Ее основной движущей силой стали рабочие и ремесленники.
Вследствие Июльской революции к власти пришел король Луи Филипп, ставленник торгово-промышленной и банковой буржуазии, который правил до Февральской революции 1848 г. Почти одновременно с французским вспыхнуло польское национально-освободительное восстание в Варшаве (1830). Существует мысль, что оно отвернуло внимание России от Парижской революции и помешало царским войскам подавить выступление французов. Одним из идейных вдохновителей Варшавской революции был поэт-романтик Адам Мицкевич. Влияние его произведений на морально-психологическую подготовку восстания было огромным. Польские патриоты черпали силы и вдохновение прежде всего, в его поэме «Конрад Валленрод» (1828), эпиграфом к которой стали слова известного политика Никколо Макиавелли: «есть два способа борьбы: нужно быть лисой и львом».
Эта формула для поляков была чрезвычайно актуальной, поскольку учитывала соотношение сил между могущественной тогда Русской империей («львом») и оккупированной ею, обескровленной, покромсанной Польшей (которая временно «стала лисой»). Это сразу постиг палач польской независимости, один из персонажей поэмы А. Мицкевича » Дзяди» — русский сенатор Новосильцев, указав в доносе царю, что «Конрад Валленрод» имеет целью «согревать патриотизм, который угасает, воспитывать враждебность и готовить будущие события, учить современное поколение быть ныне лисой, чтобы со временем превратиться в льва». Когда поляки восстали, то сигналом к общенациональному выступлению стал штурм Бельведерского дворца в Варшаве, где находились русские члены правительства.
Об огромной роли А. Мицкевича и его поэмы в подготовке этого восстания один из его участников написал так: «Слово стало делом, а «Валленрод» — Бельведером». 1848-1849 годы были настолько богаты на революции, что их метафорически назвали «весной народов» в разных европейских странах. Ведь ранней весной природа, которая замирает зимой, пробуждается. Так и много угнетенных народов Европы пробуждались к новой, свободной жизни. Именно тогда венгров, которые не хотели находиться в составе империи Габсбургов, призвал к борьбе и мужеству Шандор Петефи (вы уже изучали его стихотворение «Когда ты муж, будь мужественным!»).
В 1851 г. во Франции состоялся очередной государственный переворот, который вызвал установление Второй империи. Эти события — выступление крестьян и ремесленников в защиту республики в 1851 г. — изображены в романе Эмиля Золя «Карьера Ругонов». К власти пришел ставленник буржуазии Наполеон ІІІ, который правил вплоть до начала франко-прусской войны (1870-1871), а точнее — до Сентябрьской революции 1870 г. Ветер перемен затронул и консервативную Российскую империю, где в 1861 г. было упразднено крепостное право. Итак, недаром боролись за освобождение народа не только политики, а и писатели, в частности — поэты «некрасовской школы».
Литература в истории человечества ХІХ столетия