Литература в классе как она есть
Дневник учителя-словесника
Этот дневник попал к нам в редакцию случайно. Изначально он не был предназначен для публикации. Однако нам показалось, что мысли автора о преподавании литературы не вообще в школе, а в одном конкретном классе, разработки уроков для своего класса по вполне определенным, нередко так называемым «трудным», темам могут заинтересовать учительскую аудиторию.
Вслед за Даниэлем Пеннаком, которого часто цитирует Наталия Ильинична Котляревская, мы убеждены, что «единственный контекст, с которым на данный момент надо считаться, — контекст вот этого класса». И если кто-то из читателей усомнится в том, что таких детей не бывает , пусть обратится к своему собственному опыту.
8-й класс. Первые уроки
30 августа
Первый урок литературы — в любом классе и у любого словесника — неизбежно вызывает массу вопросов: чем заниматься, что сказать, чтобы не вызвать скуку и не впасть в банальность? Да и нужна ли литература в этот день? Очень сомневаюсь.
И все же проводить урок надо.
Листаю одну методическую шпаргалку за другой — эту Библию современного словесника — в надежде найти приличный, готовый к употреблению урок.
Почти во всех предлагается повторить понятия «искусство» и «образ», якобы усвоенные в седьмом классе. Затем прочитать вступительную статью в учебнике «Искусство слова» и после этого ответить на вопрос: «В чем секрет воздействия искусства, и прежде всего литературы, на людей?» Тут же, в скобках, дан ответ: «…Искусство формирует взгляды, чувства, характер человека, пробуждает любовь к прекрасному, готовность к борьбе за торжество добра и правды» — именно такой тезис «учащиеся запишут в тетрадь». Далее в том же духе. И это издано не когда-нибудь, а в начале нового века — «Мам, ну ты что?
Это же все знают!» Ну ладно, бог с ними. Без Скуби и Скреби Ду я уж точно как-нибудь проживу.
С компьютером на «ты» 17 из 27 , «редко» — 8. Правда, таких, кто «практически не вылезает из него», — только двое . Один из этих двоих написал:
«Интернет — это круто!!!»
Разделавшись с анкетами, с нетерпением начинаю читать Эссе об эссе, как я про себя назвала жанр наших сочинений . Анкеты и эссе вместе создают, на мой взгляд, достаточно достоверный читательский портрет класса.
Вот несколько выдержек из работ.
«Когда я прочитала эти права, я улыбнулась, они написаны с юмором. Но действительно, каждый читатель имеет право читать или не читать, читать внимательно или пролистывать книгу. Но я считаю, что этот документ совершено несовместим со школой, с уроками литературы.
Потому что на уроках литературы нужно обсуждать прочитанное, высказывать свои мысли».
«Эти на первый взгляд юмористические права на самом деле несут в себе много правды и смысла. Я принимаю все эти правила, кроме «права читать вслух»».
«Я принимаю большинство из этих прав, потому что они показывают действительную Свободу выбора человека в отношении книг».
«Я думаю, что Пеннак не придумал ничего нового. Все эти правила и так знает каждый, и их никто не отменял. Больше всего мне нравится право не читать».
«Я считаю нужным дополнить этот Билль о правах читателя Правом читать в любых количествах «.
«Я не знаю, чем можно дополнить эти права, так как, на мой взгляд, это просто шутка «.
«Я против пункта третьего . Если читать, то читать до конца».
«Право молчать о прочитанном. Здорово! Например, в прошлом году на внеклассном чтении мне не хотелось обсуждать повесть «Синяя трава», написанную от лица девочки-наркоманки».
С особым пристрастием читаю те ответы, в которых обсуждается Проблема совместимости этого документа со школой и с уроками литературы.
«Я считаю, что все эти права можно и нужно принять, но не все они подходят к уроку литературы. И не все учителя разрешают читать что попало. Они относятся к этому очень отрицательно».
«В школе нужно поступать с точностью наоборот».
«Я считаю, что это билль нужно дополнить Правом не читать то, что задают… Все эти права, естественно, совместимы со школьными уроками литературы, так как большинство читателей учится в школе. Для кого они тогда написаны?!»
«Со школой совместимы только два права: право читать вслух и право перечитывать».
Видно, что писали с интересом. Работа захватила своей необычностью и возможностью обсудить волнующую проблему.
В целом «за права» высказались 25 учеников. Против — четверо .
Один написал: «Я об этом не думаю, у меня много других мыслей». Что ж, вольному воля. Кажется, Билль о правах читателя следует дополнить еще одним пунктом — правом «не писать на тему, которая тебя лично не волнует».
6 сентября
Завтра начинаем изучать «Недоросля» . Минуя весь фольклор, точнее всю «русскую старину», предназначенную для чтения в 8-м классе. Иду на этот шаг по нескольким причинам .
Первое. Что это за русская старина, что это за «Житие» Сергия Радонежского, если дается оно в учебнике от лица Бориса Зайцева, представителя Серебряного века? О Сергии мы говорили в 7-м классе, перед поездкой в Троице-Сергиеву лавру.
Второе. Церковный раскол — тема главным образом историческая, изученная ребятами на уроках истории в прошлом году, и отрывать крохи у литературы я не буду.
Третье. Фонвизин нам нужен для Пушкина .
Наконец, таким образом можно разгрузить 9-й класс.
Литература в классе как она есть