Литературная деятельность Олексы Петровича Стороженко
Литературная деятельность Олексы Петровича Стороженко (1806 — 1874) приходится на 50 -60е годы XIX века — переломный, сложный и противоречивый период в общественно-политической, экономической и духовной жизни украинского народа. Это были времена борьбы против крепостничества, когда, по словам В. И. Ленина «передовое мнение России под гнетом невиданно дикого и реакционного царизма жадно искало правильной революционной теории…».
Широкое антифеодальное движение, в котором принимали участие, кроме порабощенного крестьянства, представители других классов и сословий тогдашнего общества, приводит к отмене крепостничества, а также к буржуазным реформам в общественной, экономической и административной сферах. Одновременно оживляется национально-освободительная борьба и культурно-художественная жизнь всех народов, которые населяли Русскую империю. После принудительного «десятилетнего антракта», связанного с разгромом в 1847 г. Кирилло-Мефодиевского общества, в условиях революционной ситуации второй половины 50-х годов опять возрождается общественная и культурная деятельность на Украине. Достижение фольклориста («Записки о Южной Руси» П, Кулиша, изданные в двух томах в 1857-1858 годах), появление альманаха «Хата» (1860), журнала «Основа» (1861 — 1862), еженедельника «Черниговский листок» (1861 — 1863), организация западноукраинских периодических изданий («Вечерницы», «Мета», «Русалка», «Нива» но др.), образовательная для культурничества деятельность «Громад» активизируют украинский литературный процесс. В Петербурге выходят в печать новое издание «Кобзаря» Т. Шевченко (1860) «Народные рассказы» Марка Вовчок (1857), роман «Черная рада» П. Кулиша (1857), в периодических изданиях публикуются басни Л. Глибова, очерки А. Свидницкого, поэзии Ю. Федьковича, В. Кулика, Я. Ежеголева, рассказы П. Кулиша, Марка Вовчок, Анны Барвинок, М. Олельковича, О. Кониского, П. Кузьменко, М. Чайки, Д. Мордовца.
На новый уровень поднимается украинская литературная критика. Во время этого национально-культурного пробуждения и появляется на украинском литературном горизонте имя О. Стороженко, который публикует в «Основе» несколько рассказов и очерков, пьесу «Гаркуша», а в 1863 г. издает в Петербурге двухтомный сборник «Украинские рассказы». Правда, репрессивные действия царизма, направленные против украинской литературы, вскоре прервали этот процесс, заставили замолчать и О. Стороженко. Хоть он и продолжал писательскую деятельность после выхода зловещего валуевского циркуляра, однако писал уже лишь на русском языке.
О. Пипин, характеризуя общественную атмосферу начала 60-х годов, которая не способствовала духовному развитию украинского народа, отмечал не только усиление политики шовинизма правительства царской России, но и интриги польской шляхты, которая доносила жандармским чиновникам, что воскресные школы, основанные в городах украинскими общественными деятелями, и написанные ими учебники («Грамматка» П. Кулиша «Букварь южнорусский» Т. Шевченко и др.) пробуждают у крестьян «казацкий и гайдамацкий дух». Приложили свои усилия к этому черному делу и клерикалы, которые тоже видели в скромном украинофиле слишком опасное свободомыслие. Реакционеры из еврейского «Сиона» обвиняли деятелей украинского культурного движения в «сепаратизме», в намерениях отделить Украину от Русской империи, поэтому из украинской наработки при жизни О. Стороженко были напечатаны только два первых раздела еще раньше написанной повести «Марко Проклятый» (Львов, журн. «Правда», в 1870 г.). и все же этот писатель вошел в историю украинской литературы, выдержав экзамен времени.
Талантливый прозаик, творчество которого питалось источниками народного языка и устного народного творчества, его сочного юмора и интонационно богатого рассказа, продолжил традиции Н. Гоголя и Г. Квитки-Основьяненко. В его произведениях органично объединились яркое изображение быта, обычаев, поверий, украинских крестьян с романтичным увлечением героической историей борьбы запорожского казачества против иностранных захватчиков. Именно эти черты одаренности О. Стороженко предоставляют самобытности его иногда противоречивому творчеству, выделяют его в потоке украинского литературного процесса на изломе двух общественно-исторических эпох. Олекса Петрович Стороженко родился 24 ноября в 1806 г. в селе Лисогоры Борзнянского уезда (теперь Ичнянский район) на Черниговщине в семье мелкого помещика, отставного армейского офицера. Старинный казацкий род Стороженко известен еще с XVII в. О его представителях идет речь в универсалах гетманов и Генеральной военной канцелярии XVIII ст.
Предков писателя находим среди прилуцких полковников, ичнянских и повстинских (Лубненского полка) сотников. Позже Стороженко известны как офицеры русской армии, в частности отец писателя Петр Даниилович Стороженко восемнадцать лет служил в армии, принимал участие в русско-турецких войнах, в осаде и взятии Хотина. Детские годы писателя прошли в местечке Большие Будища Зиньковского уезда на Полтавщине. Сначала парень получил домашнее образование, а затем учился в «благородном пансионе» при Слободско-украинской губернской гимназии в г. Харькове. Из выданного О. Стороженко аттестата видно, что в гимназии он изучал русский, французский, немецкий, латинский языки, русскую словесность, общую и русскую историю, географию, и показал «превосходные», «хорошие», «изрядные» и «достаточные» успехи. Памятной для О. Стороженко была встреча с молодым Н. Гоголем, которая способствовала формированию эстетических вкусов писателя и его художественной одаренности. Об этой встрече, которая состоялась на Полтавщине где-то в 20-х годах XIX ст., О. Стороженко рассказал со многими интересными подробностями в своем эссе «Воспоминание» («Отечественные записки», 1859, кн. 4).
Из произведения появляется выразительный образ Гоголя, тогда еще воспитанника Нежинской гимназии высших наук. О. Стороженко ярко изобразил некоторые черты будущего славного писателя — его умения наблюдать, схватывать характерное во внешности и жестах людей, метко копировать, увлечение остроумием и остротой языка украинского крестьянина, поэтическое восприятие родной природы, Юному Н. Гоголю одинаково присущи были мальчишеские выходки и серьезность в отношении к жизни. Пересказчик удивлялся, что на следующий после встречи день вместо озорника увидел в саду задумчивого парня, который в плену размышлений что-то записывал в записную книжку. Николай объяснил собеседнику, что пишут не потому чтобы соревноваться с кем-то, а потому, что душа стремится поделиться чувствами.
Изображенные О. Стороженко эпизоды этой встречи, многочисленные конкретные реалии, которые подчеркивают портрет будущего автора «Ревизора» И «Мертвых душ», неоднократно использовались биографами Н. Гоголя. С 1824 г., на протяжении почти тридцати лет, состоя на военной службе, О. Стороженко прошел путь от унтер-офицера в конно-егерском полку до поручика в драгунском полку, а впоследствии стал старшим офицером в штабе кавалерийского корпуса. По большей части служил на Украине и, выполняя разнообразные поручения, в частности связанные с отбором коней для армии, нередко переезжал из одной местности в другую, благодаря чему хорошо выучил жизнь и быт крестьянства на Южной Украине, встречался с прежними сечевиками, услышал переводы и легенды о Запорожской Сечи. Этот жизненный материал лег в основу многих произведений О. Стороженко. Писателю пришлось принимать участие в нескольких военных кампаниях русско-турецкой войны 1828-1829 годах, в подавлении польского восстания в 1831 г., в походе в 1849 г. в Венгрию. Он был контужен.
О. Стороженко, находясь в походах, всегда проявлял глубокую заинтересованность жизнью народа, его современным и прошлым, быстро знакомился с людьми, умел разговаривать с ними, слушать их. Поэтичность его натуры, искренний юмор, остроумие, импонировали собеседникам, и от них он слышал разные легенды и рассказы. Его глаз быстро замечал самое существенное всего в людях, а память фиксировала особенности рассказа, разнообразные краски и интонации.
Литературная деятельность Олексы Петровича Стороженко