Литературная и научная деятельность Ф. Петрарки
Франческо Петрарка (1304-1374 гг.) остался в истории европейской культуры благодаря двум заслугам, которые невозможно переоценить: поэтической реформе и созданию гуманизма. Именно он заложил основы нового типа культуры и — тем самым — новой исторической эпохи.
Петрарка писал на двух языках — на латыни и на итальянском. Лучшим своим произведением он считал латинскую поэму «Африка», но великим он стал благодаря своим стихам на итальянском языке, которых он стыдился.
История поэтического творчества Петрарки неразрывно связана с его любовью к Лауре де Сад, которой посвящены два сборника «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», вместе образующие «Канцоньере» («Книгу песен»).
Петрарка был не революционером, а реформатором в поэзии: в идущую от трубадуров традицию европейской лирики он внес содержательные и формальные новшества: Петрарка изменил мотивацию поэтического творчества, тип лирического героя и саму концепцию любви.
1) Изменение мотивации поэтического творчества. Для Петрарки поэзия стала средством самопознания, а не демонстрацией самоценного поэтического мастерства;
2) Изменение типа лирического героя тесно связано с установкой на самосознание. Петрарка ввел в лирику такой способ самоанализа как рефлексия, то есть разделение единой и цельной личности на субъектов переживания и наблюдения. Избранный способ самоанализа определил и систему персонажей в лирике Петрарки. Она включает субъект чувства (лирического героя), объект чувства (Лауру) и само чувство, персонифицированное в фигуре Амора, бога любви. С Амором лирический герой ведет войну; отношения с объектом чувства описываются через антитезы. Их источник в двойственности образа Лауры, которая сравнивается то с солнцем, способным и живить, и убивать, — то с Лавром (символом и поэтической славы, и несчастной любви);
3) Концепция любви в лирике Петрарки восходит к платоновской идее созерцания вечно прекрасных (божественных) сущностей через их земное отражение. Земная красота Лауры становится образом небесной красоты, и Творец познается через свое творение.
Формальные новшества. Два сборника, входящие в «Канцоньере», фактически являются двумя сонетными циклами. Сонет как строгая поэтическая форма был создан не Петраркой, но он сделал его ведущим в лирике европейского Ренессанса.
Петрарка утвердил жанр сонетного цикла, в котором сквозная тема варьируется в отдельных сонетах. Единство концепции любви, созданной Петраркой, и формы сонетного цикла получило название петрарковского канона, поскольку стало обязательным и образцовым благодаря «Канцоньере» для большинства лириков Ренессанса.
Научная деятельность Петрарки. Создание гуманизма. Петрарка жил в состоянии глубокого внутреннего кризиса, поскольку считал себя изгнанным из своей духовной родины — Римской республики, исчезнувшей за 1,5 тысяч лет до рождения Петрарки. Петрарка был первым, кто, во-первых, ощутил временной разрыв между античностью и его эпохой и, во-вторых, воспринял его как личное горе. Эти два обстоятельства и сделали возможным сам феномен Возрождения. Не имея возможности «вернуться» на свою духовную родину — в республиканский Рим, Петрарка решился вернуть римлян в современность, то есть возродить тип римского гражданина, восхищавший его.
Преклонение Петрарки перед людьми того времени (Сципионом, Цицероном, Катонном, Брутом, Лелием и т. д.) было вызвано тем, что граждане Римской республики, но именно Петрарки, успешнее других культивировали в себе самое ценное человеческое качество, которое Петрарка называл непереводимым латинским словом «Humanitas». «Humanitas» означало специфически человеческое в человеке, то, что исключает человека из ряда природных созданий и ставит его выше их. «Humanitas» не может быть объяснено естественными факторами и не может быть сведено к ним, поэтому его присутствие в человеке превращает его в некое «сверхъестественное» (точнее — сверхприродное) существо. Таким образом, программа возрождения римского гражданина есть вместе с тем и программа формирования, развития и реализации «Humanitas» современности. Эта программа была развернута Петраркой в ряде трактатов, в числе которых «О презрении к миру», «О средствах против всякой фортуны», «О знаменитых мужах», «Инвектива — против врача» и др.
Основные положения учения Петрарки можно свести к следующим тезисам:
1. Каждый человек обладает специфическим качеством humanitas;
2. Это качество вложено в него Богом, как некое семя, чтобы человек сам его развил;
3. Лучшие и самые совершенные образцы осуществления humanitas даны гражданам римской республики;
4. Суть humanitas — в связи каждого отдельного человека со всем человечеством;
5. Ближайший к каждому человеку образ человечества — его Город (город — республика, город — государство);
6. humanitas реализуется в тройном служении гражданина городу в качестве воина, художника, политика;
7. humanitas развивается до необходимой полноты с помощью полезных наук — философии, классической филологии и риторики;
8. Его развитию мешают бесполезные науки — естествознание и медицина;
9. Главные враги человека — Время и Судьба: судьба препятствует реализации humanitas, Время стирает память о ней, даже если она была успешной;
10. Чтобы победить Время и Судьбу человек должен обрести земное бессмертие — славу;
11. Чтобы обрести славу, человек должен выполнять свою миссию гражданина с предельным напряжением воли и интеллекта — как герои древности.
Литературная и научная деятельность Ф. Петрарки