• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Скачать сочинения > Литературная викторина по произведениям Н. В. Гоголя для учащихся 8-го класса

 

Литературная викторина по произведениям Н. В. Гоголя для учащихся 8-го класса

I. Гоголь в жизни

1. Какая двойная фамилия была у отца писателя? Как сын обыгрывал выбранную им часть родового имени?

2. В каком селе родился Гоголь ?

3. На каком хуторе близ Диканьки жила мать Гоголя и прошло его детство?

4. О каких трех призваниях мечтал юный гимназист Гоголь?

5. В какой театр пытался поступить Гоголь? Какой получил ответ?

6. Гоголь любил разные виды искусства, но особенно выделял «трех прекрасных цариц мира»: первая «внушает наслаждение», вторая — «тихий восторг и мечтания», третья — «страсть и смятение духа». Назовите этих цариц.

7. А какой наукой он увлекался и даже думал посвятить ей жизнь?

8. Что, по мнению писателя, является трибуной, с которой можно много сказать миру?

9. Гоголь хотел, чтобы публика смеялась не над «кривым носом, а над кривою…» Над чем?

II. Узнать произведение по началу

1. «Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие».

2. «Звонкая песня лилась рекою по улицам села. С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак».

3. «Славная бекеша, отличнейшая! описать нельзя: бархат! серебро! огонь!»

4. «Последний день перед Рождеством прошел».

5. «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!»

6. «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие».

III. Узнать произведение по цитате

1. «Приехавший из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».

2. «Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, редко, но бывают».

3. «Казаки быстро плыли на челнах, дружно гребли веслами и говорили про своего атамана».

4. «И долго еще пьяный Каленик шатался по уснувшим улицам, отыскивая свою хату».

5. «Завтра непременно решится мое дело. Палата сказала наверное».

6. «На стене сбоку в церкви намалевал кузнец черта в аду».

IV. Конкурс перевертышей

На листах написаны названия повестей, но даны они в «перевернутом», противоположном по смыслу виде. Необходимо расшифровать названия. Например: «Найденная бумажка» — «Пропавшая грамота».

1. «Утро после Распятия».

2. «Январское Утро, или Вынырнувший».

3. «Рассказ о крепкой женской дружбе».

V. Один из приемов показа комического у Гоголя — это введение в произведение парных персонажей. Угадайте их.

1. «Один худощав и высокого роста, другой немного ниже, но зато распространяется в ширину. Голова у одного похожа на редьку хвостом вниз, у другого — хвостом вверх».

2. «Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные и чрезвычайно похожи друг на друга».

3. «Обе провинциальные кокетки, очень любопытны, постоянно соперничают друг с другом, хотя состоят в близком родстве».

VI. Составить название повести. Учащимся раздают конверты с буквами. Кто быстрее сложит название одной из повестей Гоголя?

VII. Объяснить значение украинских слов

Бандура — инструмент, род гитары.

Галушки — клецки.

Гопак — танец.

Жинка — жена.

Каганец — светильник, состоящий из черенка, наполненного салом.

Курень — соломенный шалаш; у запорожцев — отделение военного стана.

Люлька — трубка.

Оселедец — длинный клок волос на голове, заматывающийся за ухо; в собственном смысле — сельдь.

Парубок — парень, юноша.

Пасичник — пчеловод.

Хлопец — мальчик.

Хутор — небольшая деревушка.

Черевички — башмаки.

Чуб — длинный клок волос на голове.

VIII. Ответить на вопросы по теории литературы

1. Какие роды литературы вы знаете?

2. К какому роду литературы относятся «Вечера…», «Миргород», петербургские повести?

3. К какому роду литературы относится комедия «Ревизор»?

4. Что такое композиция?

5. Из каких элементов состоит композиция?

6. Что такое кульминация?

7. Какое из определений относится к понятиям «сатира», «гротеск», «юмор», «сарказм»?

Командам раздаются ответы. Кто быстрей подберет правильные варианты?

(Сатира — один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния.

Гротеск — художественный прием намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорций изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием.

Юмор — один из видов комического, не отвергает комическое в жизни и утверждает его как неизбежную сторону бытия, выражающую жизнерадостность и оптимизм.

Сарказм — один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.)

IX. Вопросы к «Вечерам…»

1. Первые повести Гоголя, принесшие ему успех, появились от имени вымышленного рассказчика, как незадолго до этого — пушкинские. Как звали того и другого?

2. Что означают имя и фамилия вымышленного издателя «Вечеров…»?

3. Удивительно разнообразны и многолики созданные воображением Гоголя фантастические мотивы и образы в «Вечерах…». Из каких повестей взяты следующие отрывки?

А) «Что-то тяжко застонало, и стон перенесся через поле в лес. Из-за леса поднялись тощие, сухие руки с длинными когтями, затряслись и пропали… Ворочал он по сторонам мертвыми глазами и увидел поднявшихся мертвецов, как две капли воды схожих лицом на него».

Б) «Глядит: страшная кошка крадется к ней, шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу».

В) «»А, голубчик, вот ты где!» — запищал птичий нос. Посторонился дед и выпустил заступ. «А, голубчик, вот ты где!» — заблеяла баранья голова с верхушки дерева. «А, голубчик, вот ты где!» — заревел медведь, высунувши из-за дерева свое рыло. Дрожь проняла деда».

4. Для кого любовь важнее всего в жизни, а любимая заменила и мать и отца? «Я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить… Что мне до матери? Ты у меня мать и отец, и все, что есть дорогого на свете».

X. Вопросы к «Миргороду»

1. За что восхваляет автор-рассказчик город Миргород, называя его «чудным»?

2. Зрелый Гоголь от прямой фантастики переходит к завуалированной — к странностям, парадоксам. В какой повести показаны поющие двери? Причем каждая поет своим голосом: одна — тоненьким дискантом, другая — хриплым басом, третья как бы пищала: «Батюшки, я зябну».

3. Гоголь задумал грандиозный труд в области историографии, но вместо него создал художественно-историческое произведение. Какое?

4. Чем Иван Никифорович напоминает Тараса Бульбу?

5. В каком произведении после совместного пиршества последовал «массовый храп»? «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой! — Все, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело».

XI. Вопросы к «Ревизору»

1. Кто называл себя «крестным отцом» «Ревизора»?

2. Что является завязкой в «Ревизоре»?

3. Необычна и развязка — растянутая, «тройная». Разъясните ее необычность.

4. По некоторым «говорящим» фамилиям можно догадаться о Профессии и характере их владельцев: Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, Гибнер, Уховертов, Двоеточие. Чем занимаются эти герои?

5. В чем парадоксальность сочетания имени и фамилии лекаря?

6. По описанию догадаться, о ком речь:

А) «Постаревший на службе и очень неглупый человек. Каждое его слово значительно. Черты лица грубы, как у всякого начавшего службу с низших чинов».

Б) «Молодой человек лет 23, несколько приглуповат, одет по моде».

В) «Человек, прочитавший пять или шесть книг, охотник на догадки».

7. Каждый персонаж Гоголя говорит особым языком. Угадайте, кто есть кто:

А) «Жизнь в Питере лучше всего. Жизнь тонкая, политическая. Кеатры, собаки тебе танцуют, и все, что хочешь.

Разговаривают все на такой деликатности… Галантерейное, черт возьми, обхождение».

Б) «Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, — нет, черт возьми, не проходит».

В) «Знаю, знаю… Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

8. Какое хобби было у судьи и почтмейстера? Какие взятки брал первый?

9. Почему у Хлестакова в отличие от других персонажей почти нет реплик «в сторону»?

10. Кого из персонажей «Ревизора» Гоголь сравнивал то с палачом, то с вестником рока?

11. У Гоголя есть «немые сцены» и «формулы окаменения» и в других произведениях, кроме «Ревизора»: «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Повесть о том, как поссорился…», «Портрет». Откуда взяты эти отрывки?

А) «Ужас сковал всех находящихся в хате. Кум с разинутым ртом превратился в камень».

Б) «Кумова жена, остолбенев, выпустила из руки ногу, за которую начала было тянуть дьяка из мешка».

12. Кто впервые сыграл роль городничего?

13. Кого хотел сыграть сам Гоголь, не удовлетворенный игрой актеров?

XII. В творчестве Гоголя, страдавшего из-за своей внешности, создана целая «носология»

У кого из персонажей и в каком произведении:

А) Нос был похож на сливу, и женщины хватались за него и водили героя за собой, как собачонку?

Б) Нос мог нюхать верхнюю губу, сколько душе угодно было.

XIII. Продолжите гоголевские афоризмы

1. «Нет уз святее… «.

2. «С Пушкиным… «.

3. «Александр Македонский — герой… «

4. «Есть еще порох… «.

5. «И веревочка в дороге… «.

6. «Ведь на то и живешь, чтобы срывать… «.

7. «Чему смеетесь?.. «.



Литературная викторина по произведениям Н. В. Гоголя для учащихся 8-го класса

Другие сочинения по теме:

  1. Литературная викторина для учащихся 11-х классов Данная викторина может быть использована для внеклассной работы со старшеклассниками и преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к...
  2. Театрализованная викторина по математике для учащихся 7 класса Внеклассное мероприятие по математике, 7 класс. СценарийТеатрализованная викторина «Как Иванушка-дурачок на Василисе Премудрой женился» 7 класс Цели : — создание...
  3. Интеллектуальная литературная игра для учащихся 6-7 классов «Умники и умницы» Интеллектуальная игра для учащихся 6-7 классов «Умники и умницы»»Незабываемые вечера вместе с Н. В. Гоголем» Учителям литературы. Еще в конце...
  4. Сочинения по произведениям Гоголя Выдающийся русский писатель Николай Гоголь был родом из Украины. Он любил свой край, интересовался его историей, обычаями и обрядами, захватывался...
  5. Викторина по основам безопасности жизнедеятельности и экологии для учащихся 1 классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Викторина По основам безопасности жизнедеятельности и экологии Для учащихся 1 классов Разработчик: учитель...
  6. Волшебная красота Украины (по произведениям Н. Гоголя) 1-й чтец. Какой волшебный, какой роскошный летний день в Малороссии! Какие томительно-горячие те часы, когда полдень горит среди тишины и...
  7. Внимание учащихся 5 класса! Задачи на логику Задача 1. В корзине лежат яблоки, груши и персики — всего 37 плодов. Яблок в корзине в два раза больше,...
  8. Классный час на тему: «Толерантная личность» для учащихся 9 класса Краевое государственное бюджетное специальное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная общеобразовательная школа — интернат VIII...
  9. Конспект урока-викторины по истории средних веков для учащихся 6 класса Автор: Туктен Геннадий Борисович, учитель истории и обществознания МОУ Высоковская средняя общеобразовательная школа № 4, г. Высоковск Описание материала: предлагаю...
  10. Рейтинг успеваемости учащихся 5-А класса Рейтинг Успеваемости учащихся 5-А класса Место Фамилия и имя учащегося На 14.04.13 1 Емельянова Анна 10,8 2 Емельянова Катя 10,59...
  11. Контрольная работа по географии «Биосфера» для учащихся 6 класса Разработчик: учитель географии МБОУ «Зименковская СОШ» Владимирской области, Муромского района, п. Зименки Чубарова Ю. Ю. Контрольная работа «Биосфера». Вариант. 1....
  12. Олимпиадные задания 2-ого тура по русскому языку для учащихся 6 класса С ОУ VIII вида Олимпиадные задания 2-ого тура по русскому языку для учащихся 6 класса С ОУ VIII вида. Автор: Овчинникова Елена Владимировна, учитель...
  13. Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса «Осенние подарки» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №14» имени А. М. Мамонова Разработка внеклассного мероприятия Для учащихся 1 класса «Осенние подарки» Подготовила:...
  14. Разработка классного часа для учащихся 5 класса на экологическую тематику Классный час по экологии для 5 класса Тема: Наша хрупкая планета. Автор: Максимова Наталья Владимировна, учитель технологии, МБОУ СОШ №2...
  15. «Межнациональные отношения и толерантность» Методическая разработка классного часа для учащихся 9 класса Цели: Развивать навыки коммуникативной культуры учащихся. Способствовать социализации учащихся. Способствовать неприятию любых форм экстремизма. Способствовать выработке неприятия любых форм дискриминации...
  16. Тест по русскому языку для учащихся 8 класса С ОУ VIII вида по теме «Однородные члены предложения» Тест по русскому языку для учащихся 8 класса С ОУ VIII вида по теме «Однородные члены предложения» Автор: Овчинникова Елена...
  17. Смех сквозь слезы в поэме М. В. Гоголя «Мертвые души» Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма » Мертвые души » простые по...
  18. Литературная критика Белинского, связанная с Гоголем Писал критик и о Гоголе. История отношений не очень богата событиями, но исполнена драмматизма. Белинского никогда не связывали узы дружбы...
  19. Художественные особенности творчества Гоголя Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как художник-реалист,...
  20. «Таинственные» страницы биографии Гоголя Немало непонятного связано с именем Николая Васильевича. Например, всем хорошо известен миф о том, что Гоголя похоронили живьем. Действительно, Гоголь...
« Традиции русской классической литературы в повести А. Платонова «Котлован»
Правила пользования лифтом с автоматическими дверями »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения