Литературные признаки: Классицизм и Просвещение
Классицизм — направление в европейской литературе и искусстве, который впервые заявил о себе в итальянской культуре XVI ст. Наибольшего расцвета это направление достигло во Франции в XVII ст. Для классицизма характерна ориентация на античную литературу, которая провозглашалась идеальной, классической, достойной наследования. Теоретической подпочвой классицизма была античная теория поэтики и прежде всего «Поэтика» Аристотеля. Классицизм стремился противопоставить общему ощущению хаоса бытия благоустроенность искусства. В нормах и правилах эстетичного творчества классицисты видели средство преодоления разногласий действительности. Провозглашался принцип правдоподобия, но этот принцип воспринимался не как правдивое воспроизведение жизни, а как воспроизведение прекрасной природы. В противоположность осложнению образа и стиля, присущее барокко, классицизм хочет достичь простоты и понятности.
Сложные явления действительности будто раскладываются на более простые; трагическое и комическое, высокое и низкое не сталкиваются в одном противоречивом образе, как в барокко, а расходятся в разные жанры. «Высокими» жанрами считались трагедия, ода, эпопея, «низкими» — комедия, басня, сатира. Высокие жанры по обыкновению обращались к античным мифологическим сюжетам, изображали возвышенно-героические ситуации, в которых действовали благородные герои.
А комические жанры отображали современность, их персонажи были демократичнее. Но и одни, и другие ставили перед собой задачу «поучать, развлекая». Все жанры подчинялись определенным правилам, особенно строгим для драматических жанров. Эти правила заключались в соблюдении трех единств: единства места, единства времени, единства действия. Классицизм значительное внимание уделял теории искусства. На протяжении столетия было создано довольно много трактатов по поэтике классицизма. Известнейшим среди них стал стихотворный трактат Н. Буало «Поэтическое искусство». Представителями классицизма были, прежде всего, французские писатели: драматурги Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, баснописец Ж. де Лафонтен и прочие.
Просвещение — это идейное и интеллектуальное движение, которое возникло вследствие борьбы буржуазии (или 3-го сословия) с феодализмом, абсолютизмом и духовенством (церковью), это период с конца XVII до конца XVIII столетия. Ознаменовался государственным переворотом в Англии (1688-1689 годов), конец связывают с Великой Французской буржуазной революцией (1789-1794 годов).
Признаки Просвещения:
Главная идея — благодаря знаниям изменить этот несовершенный мир. Характерной для Просвещения была «идея естественного человека». Человек, по мнению просветителей, является по своей природе совершенным, но его портит неправильное воспитание и влияние цивилизации. Главная задача — борьба с феодализмом, абсолютизмом, духовенством. Главные герои эпохи — люди науки, искусства, государственные деятели-реформаторы. Идея просвещенной монархии, где во главе государства должен стоять просвещенный монарх, монарх-философ, покровитель искусств, наук, ремесел. Героем в произведениях искусства становится также и обычный человек. Он изображается с симпатией и любовью. Время Просвещения (XVIII ст.) — время открытий и путешествий. Пропаганда книг и знаний — примета эпохи, создание первых энциклопедий. Эпоха Просвещения (XVIII ст.) — эпоха энциклопедистов — людей, осведомленных в разных областях знаний.
Представители:
Ø Вольтер — поэт, прозаик, философ, драматург, историк, математик.
Й. В. Гете — поэт, прозаик, дипломат, министр, ученый-натуралист, художник.
М. В. Ломоносов — химик, физик, астроном, филолог и языковед, поэт, художник.
Г. Сковорода — философ, поэт, педагог, фольклорист, певец, музыкант, художник.
Литературные признаки: Классицизм и Просвещение