Литературный сборник XVII в.- Пролог
ПРОЛОГ -древнерусский календарный сборник, состоящий из кратких византийских, древнерусских, южнославянских житий и памятей святых, отрывков из переводных сочинений христианских писателей и произведений древнерусских авторов на темы христианской морали.
Сначала П. являлся лишь переводом греческого сборника кратких житий и памятей вселенских святых, который назывался «Синаксарь» . В Византии он был составлен в конце Х в., а поскольку в каждой епархии наряду с общепризнанными почитались еще и местные праздники и святые, сборники с таким названием отличались друг от друга. Так, только лишь в Константинополе отмечались праздники обновления св.
Софии и положения риз Богоматери , почитались св. Вавила Никодимийский , Роман Сладкопевец, составитель кондакарей , и др. Но в основе своей все «Синаксари» были рассчитаны на общецерковное употребление и носили сводный характер, т. е. в них были объединены жития и памяти святых всех областей христианского Востока: Персии, Египта, Сирии, Палестины, Рима, Армении, Византии. Обычно в «Синаксаре» на первом месте помещались сведения о мучениках и их жития или только имя мученика и место его гибели . День мученической смерти святого являлся днем его почитания, вносился в древние календари , а на основе записей судебных протоколов во время суда над первыми христианами, записок самих христиан или очевидцев событий были сделаны исторические заметки о мучениках.
В них обозначалось место и время события, описание страданий и кончины святого. Сказания о мучениках, пострадавших за христианскую веру во II-III вв. в различных областях Римской империи, составили круг древнейших сведений «Синаксаря».
Вслед за сказаниями о мучениках в «Синаксаре» следовали жития или памяти святых подвижников: настоятелей первых христианских монастырей и известных преподобных отцов . В «Синаксаре» отмечены лица, прославившиеся устройством религиозной и гражданской, жизни, например: император Константин, патриарх Константинопольский Прокл, епископ Мирликийский Дионисий и мн. др. Здесь же встречаются жития отдельных учителей церкви: Феодорита Киррского, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина; жития различных чудотворцев, столпников, исповедников, юродивых — лиц, так или иначе прославившихся своими деяниями за христианскую веру.
В «Синаксарь» заносились и некоторые церковно-исторические события .
Такой «Синаксарь» был переведен на церковнославянский язык как необходимое пособие для церковной службы и душеполезного чтения в монастырском быту . Однако, в рукописной традиции Древней Руси и у южных славян византийский «Синаксарь» назывался Прологом: «Прологы списа 12 месяць изложено житиа святых отець и деаниа святых мученикь». Считается, что свое название этот памятник письменности получил по ошибке, так как славянский переводчик принял название предисловия — «пролог» за название всей книги. Согласно другой версии на христианском Востоке «прологом» считалось вступительное к богослужению чтение.
Славянский П. отличался от греческого «Синаксаря» не только названием, но и тем, что к имеющимся греко-римским житиям и памятям были добавлены древнерусские и южнославянские жития и памяти святых. Это, построенные по образцу синаксар-ных, следующие сказания и памяти: Успение княгини Ольги , Житие князей-мучеников Бориса и Глеба, убитых сводным братом Святополком . Успение Феодосия Печерского, основателя Киево-Печерского монастыря , Житие князя Владимира, крестившего Русь , Память Кирилла, просветителя славян . По тому же синаксарному образцу в П. были внесены некоторые события церковной жизни Древней Руси, такие, как освящение церкви св.
Георгия в Киеве , перенесение мощей Феодосия Печерского и др.
По мнению В. Мошина, и перевод греческого «Синаксаря», и пополнение его древнерусскими житиями были выполнены на Руси, откуда в конце XII в. П. перешел на Балканы и там впоследствии пополнился южнославянскими житиями и памятями святых. Тот факт, что и древнерусские и южнославянские жития и памяти святых сохранились и в древнерусских и в южнославянских рукописях П., ученые объясняют тем фактом, что болгарская и сербская церковь признавала русских святых так же, как Русь признавала южнославянских и даже чешских .
В древнерусском П. после житий и памятей святых на каждый день года были помещены одно или два «поучения» или «слова», которые составлялись древнерусскими книжниками специально для сборника. Для этого извлекались отрывки из переводной житийно-повествовательной литературы, обрабатывались , а затем книжники доводили их до нужного объема. Иногда составлялись и собственные произведения на морально-этические темы.
Сюжетные рассказы из патериков, из византийского Жития Андрея Юродивого или из Повести о Варлааме и Иоасафе чередуются в П. с различного рода теоретическими увещеваниями. Это предостережения о том, как избежать различных пороков , и наставления для достижения необходимых христианских добродетелей с помощью молитвы, поста, милостыни, смирения перед Богом. В П. помещено большое количество таких произведений, как анонимных, так и надписанных именами Иоанна Златоуста, Василия Великого, Феодора Студийского.
Чтение этой, учительной части П. было предназначено, по-видимому, для чтений во время монастырской трапезы. В данном случае необходимо было «легкое» и в то же время «полезное» чтение, которое не отвлекало бы монахов на «пустые» разговоры.
С XIV в. становится известна другая разновидность П.- стишная. Она была переведена на Балканах, но получила меньшую популярность в Древней Руси. В отличие от нестишного П., сказания о святых здесь предваряются ямбическими стихами .
Обе разновидности П. были положены в основу печатных изданий 1641 г.
Изд.: Литературный сборник XVII в.- Пролог,- М., 1978.
С. А. Давыдова
Литературный сборник XVII в.- Пролог