Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы
С развитием компьютеризации, телевидение общество теряет читателя художественной литературы. Современная молодежь отдает предпочтение Интернету, видеофильмам , а классическая литература , не входит в круг ее увлечений. Это парадоксально: возникает дисгармония в умениях, знаниях и общих качествах человека. Но, к сожалению, это факт.
И с этим приходится сталкиваться прежде всего школьному учителю литературы.
Ведь нежелание читать, отсутствие необходимого количества программной литературы приводит к низкому качеству знаний. Перед учителем стоит вопрос: как быть, если ученик не знает содержания программного произведения, не говоря уже о дополнительной литературе; если в лучшем случае он лишь посмотрел фильм, который лишь отдаленно напоминает оригинал? Ведь первый шаг при изучении произведения — это ознакомление с текстом. Современному учителю необходимы сообразительность, определенный опыт и широкий круг знаний, чтобы выходить из ситуации, которая сложилась. Он апробирует разнообразные методы, формы проведения урока, только бы ученик усвоил материал. «Современное — это хорошо забытое старое», — эта истина заставляет нас находить то, что было модным в 60-80х гг.
XX столетия. По данным социологов и психологов, человек усваивает знание лучше, когда он их воспринимает наглядно — это 90%. И лишь 10% — когда слышит.
Восприятие — это отображение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном влиянии на органы ощущений. Итак, если перед глазами ребенка находится сообщение, факт, вывод, они даже и без сознательного внимания откладываются в памяти, чтобы потом, в нужное время, воссоздаться.
Поискав в сундучках бабушек, можно найти очень простые, но действенные способы обучения. Конечно, большинство материала было доступно учителю , но можно вспомнить и самодельные наглядные пособия — те же самые таблицы, макеты. Конечно, восприятие зависит не только от ряда средств обучения — т. е. возбудителей, а и от самого субъекта, который воспринимает, конкретного живого человека: в восприятии всегда в той или другой мере проявляются индивидуальные особенности личности, которая воспринимает.
Известно, что в результате демонстрирования усваивается около 30% материала . Поэтому схемы , в которые сокращенно «запрятан» материал, помогут решить круг проблем, которые возникают в работе учителя литературы:
— Как провести урок литературы при ограничении художественных произведений? — Как сделать материал доступным ученикам, которые не знают содержания произведений? — Как сократить время для объяснения нового материала? — Как достичь наиболее крепкого запоминания учениками темы?
— Как повысить эффективность самостоятельной работы учеников на уроке? — Как организовать контроль знаний учеников, учитывая возраст и умственные особенности учеников ? — И вообще — как сделать урок действующим, эффективным?
Все эти проблемы можно решить, применяя в работе логические схемы, конспекты , которые называют еще опорными схемами-конспектами или опорными схемами . Опыт многих учителей показал, что использование ЛСК на уроках литературы разрешает ученикам свободнее ориентироваться в проблемных ситуациях, усваивать обзорные темы, строить заключения, давать характеристику героям. Объясняя материал, учитель опирается на ЛСК, которая находится перед глазами учеников и сознательно или бессознательно откладывается в памяти. Сложные понятия, распространенные соображения на ЛСК показано в сокращенной, доступной для учеников форме. Это своего рода план сообщения, который помогает поэтапно воспринимать, усваивать, а потом воссоздавать материал.
Слово учителя , подкрепленное демонстрированиям, на 90% обеспечит эффективность, результативность урока. Опорная схема есть и средством проверки знаний учеников. Ученик, который не в возможности анализировать произведение, с помощью схемы управится с задачей, как с подсказкой.
Следующая проблема, которую можно решить с помощью ЛСК, — это развивающее обучение. Составляя собственные схемы, ученик, во-первых, учится считывать схемы-коды, во-вторых — кодировать, схематизировать материал, т. е. с объемного, распространенного, не всегда понятного, делать компактное, в котором лишь главное и ничего лишнего. Легче учить других, имея вот такой план, схему сокращения. Своими схемами пользуются ученики во время взаимодействия типа «ученик-ученик» . Ведь, за данными «Пирамиды усвоения», обучение другим и немедленное применение усвоенного обеспечивают эффективность на 90%.
Умение логически мыслить — это не только важный компонент в процессе обучения. Разбираясь в схемах, учась «чтению» ЛСК или, наоборот, созданию их, человек формирует в себе умение находить связи между компонентами . Анализируя ЛСК, ученик воссоздает в своем сознании конкретные двойники того, что закодировано в схеме. Эти связи формируются выборочно — «Что понял?», «Как понял?» Формируется, развивается ассоциативное мышление — это еще один позитив использования ЛСК.
Логическое, ассоциативное, образное мышление — это результаты, которые также приобретаются в процессе работы из ЛСК. Память, запоминание — процессы, необходимые для формирования личности.
ЛСК «Модернизм в мировой литературе XX столетия» 1. Возникновение и содержание понятий «модернизм», «авангардизм». 2. Подпочва, на которой базируются литературные и художественные поиски путей самовыражения. 3. Модернистское и авангардистское течения — общее и индивидуальное. 4. Ваши дополнения, изменения в ЛСК.
Как бы вы построили схему?
ЛСК «Д. Свифт. «Странствования Гулливера»» 1. Средства комического в произведении. Привести пример.
2. Цель, которую ставил перед собой Д. Свифт, начиная работу над романом «Путешествие Гулливера к Лилипутии». 3. «Лилипутия — это Англия сквозь уменьшительное стекло». Докажите или опровергните эту мысль.
4. Объясните форму изображения темы на ЛСК .
Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы