Лучшие стихотворения Александра Блока
«Незнакомка». Стих вошел в сборник «Нежданная Радость» (1907), которую сам Блок оценивал как «переходную книгу», т. е. такую, в которой рядом с мистическими настроениями ожидания вселенского обновления и прихода Прекрасной Дамы начинают звучать и настроения разочарования и уныния в декларированных идеалах. Тематически «Незнакомка» Блока разделяется на две части. В первой части (первая — шестая строфы) описывается реальный мир, во второй части (седьмая — тринадцатая строфы) — мир иллюзий, выявленный через образ таинственной Незнакомки. Ситуативный фон, на котором разворачивается сюжет произведения, — это мысленная встреча в загородном ресторанчике лирического героя с таинственной женщиной, образ которой он в своем воображении наделяет романтическими и мистическими чертами.
В первой части произведения эскизно очерчиваются картины загородного быта — ресторанные сцены, пьяные восклицания, прогулки местных донжуанов с дамами сомнительного поведения, которые, создают образ приземленного, монотонного мещанского существования, лишенного высоких порывов и вообще любых проявлений духовности. Впечатление скуки и однообразия, которое пронизывает мещанский быт, подсилено тройным повтором «каждый вечер».
Резко контрастирует с приземленной атмосферой первой части произведения образ Незнакомки, который появляется во второй части и очерчивается в романтически возвышенных красках, ассоциируется с таинственным посланцем мира настоящей красоты и благородства. Контраст, который возникает между образами первой и второй части произведения, Блок усиливает и специфическими приемами подбора необходимых слов и их синтаксических соединений, а также через приемы звуков.
Выявленное через образ Незнакомки идейное содержание произведения не имеет однозначного толкования. Чаще всего этот образ интерпретируют как символ того светлого, одухотворенного жизненного корня, к которому стремится душа лирического героя произведения и который она находит в мире реальном, где истину можно отыскать разве что в вине. Бесспорно, образ Незнакомки возвышается над миром бездуховности и мещанской заскорузлости, и в этом нужно видеть его положительное содержание, определенное в пределах произведения.
Но очерченный в произведении образ Незнакомки, взятый в более широкой, а именно — общей смысловой перспективе его творчества этого периода, приобретает и некоторые отрицательные черты. Прежде всего он закономерно воспринимается как смысловая параллель к образу Прекрасной Дамы, под знаком воспевания которой прошел начальный период творчества Блока.
Соотнесение двух образов показывает определенное разочарование и сомнение поэта: Незнакомка — хотя и романтическая, но земная женщина, и ее образ больше не олицетворяет той космической мудрости, о которой так вдохновенно писал Блок в своих ранних стихах и которую он связывал с образом Прекрасной Дамы. С этой стороны образ Незнакомки может быть прочитан как затихающий отблеск бывших мистических иллюзий Блока.
«О доблести, о подвигах, о славе…». По форме стихотворение является монологом, с которым лирический герой обращается к мысленной собеседнице, любимой, которая ушла от него, оставив о себе лишь воспоминания, материализованные в образе «лица в оправе», которое хранит на своем столе герой. Основная тема стихотворения — мучения любви, которые выныривают в воспоминаниях лирического героя, при этом локализованные в пределах этой темы образы выразительно интертекстуальные, т. е. явным образом направленные на смысловое сопоставление с другим произведением на тему любви, а именно знаменитым пушкинским стихом «Я помню чудное мгновенье».
Впрочем, есть и существенное отличие между произведениями. Если в произведении Пушкина драма, которую переживает герой — это любовная душевная травма с оптимистичным, светлым финалом, то у Блока она символически соотносится с драмой целого поэтического поколения символистов, мистические ожидания которых на приход Прекрасной Дамы не оправдались. Поэтому финал произведения звучит пессимистически: лирический герой Блока сознает невозможность новой «замечательной мечты».
«Весна, весна, без границ и без края…». Стихотворение открывает цикл «Заклятие огнем и тьмой» и составляет одну из ведущих его тем. Поэзия построена в форме лирического монолога, адресованного через риторическое обращение к весне. Весна — центральный образ блоковского стиха, который имеет несколько символических значений.
Прежде всего, с образом весны ассоциативно соотнесена любовь лирического героя к женщине, фигура которой появляется в стихе лишь эпизодически, но окрашивает своим образом его взволнованную эмоциональную атмосферу, мотивирует чувства и порывы героя. Но сквозь образ любви в стихе проступает и другое, более глубокое символическое значение весны, ее образ символизирует жизнь и одновременно отношение к ней со стороны поэта. Исключительно важным является взнос Блока в развитие тематики, образного мира и стихотворной техники русской поэзии.
Лучшие стихотворения Александра Блока