Лукоморье Бунина
Стихотворение «Сказка» в 5-м классе
ЦЕЛИ УРОКА
1. Представить детское мировосприятие поэта, ставшее основой его творчества, обучать частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование, исследование текста, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли.
2. Развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся, креативные способности.
3. Воспитывать эстетическое отношение к действительности и явлениям искусства, способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Сегодня с нами на уроке томиком стихов, старинной фотографией, своими мыслями и чувствами — мастер, Иван Алексеевич Бунин. Поэт, писатель, переводчик, первый из русских писателей удостоенный международной Нобелевской премии. Человек, до боли сердечной любивший Россию и умерший на чужбине, в Париже, в 1953 году.
Постичь грани удивительного таланта, понять сложность его жизненного пути вам еще предстоит. А сегодня мы с вами заглянем в Лукоморье Бунина, а значит — в детство, значит — в сказку.
Мы попадаем в море света, тепла, ощущаем запахи, дотрагиваемся до грубого морщинистого ствола. «Солнечные палаты» детства — эта метафора уводит нас в далекие 70-е годы девятнадцатого столетия. Матушка Людмила Александровна и Ваня — в гостиной, за круглым столом. Она читает ему наизусть целыми страницами «Руслана и Людмилу». Вся молодость ее и ее сверстников прошли в обожании Пушкина. «Руслана и Людмилу» они переписывали тайком в свои заветные тетрадки.
Медленное, по-старинному несколько манерное, томное и нежное чтение.
У Лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том…
А в воображении мальчика образ пушкинской сказочной Людмилы двоится, совмещается с Людмилой другой — его матушкой, только в пору ее молодости. «Ничего для моих детских, отроческих мечтаний не могло быть прекрасней, поэтичней ее молодости и того мира, где росла она, где в усадьбах было столько чудесных альбомов с пушкинскими стихами, и как было не обожать и мне Пушкина, и обожать не просто как поэта, а как бы еще и своего, нашего?» — размышляет Бунин.
Детство каждого человека — пора, когда закладываются основы впечатлений, когда переживания ослепительно ярки, а только что распахнувшийся мир чист, сверкающ, заманчив, точно омытый летним дождем. Ваня рос необычайно впечатлительным, остро восприимчивым мальчиком. Он вспоминал, как, будучи совсем маленьким, он не спал всю ночь, вслушивался в звуки, вглядывался в глубокое небо с миллиардами звезд. А раздавшиеся в утреннем, чистом воздухе трели жаворонка остались на всю жизнь в душе. «И на эту песнь отозвалась моя чуткая детская душа. Я помню, прислушивался, прислушивался, и непонятная тихая грусть овладела мною.
У меня покатились слезы», — вспоминал Бунин.
Воспитатель и учитель Вани Николай Осипович Ромашков пленил мечтой стать живописцем. «Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера, часами простаивал, глядя на дивную, переходящую в лиловую, синеву неба, которая сквозила в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве — и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно божественного смысла и значения земных и небесных красок».
Черты бунинского дарования — необыкновенная чувствительность, понимание языка природы, изобразительность, чувство красок, вплоть до тончайших, почти неразличимых оттенков и переходов — предвосхищены впечатлениями его детства.
Частью этого огромного детского мира был Пушкин. «Когда он вошел в меня, когда я узнал и полюбил его? Но когда вошла в меня Россия? Когда я узнал и полюбил ее небо, воздух, солнце, родных, близких? Ведь он со мной — и так особенно — с самого начала моей жизни», — говорил Бунин. В юности поэт подражал Пушкину даже в почерке.
Он говорил о желании, «которое страстно испытывал много, много раз в жизни, желание написать что-нибудь по-пушкински, что-нибудь прекрасное, свободное, стройное, желание, проистекавшее от любви, от чувства родства к нему, от тех светлых настроений, что Бог порою давал в жизни».
Литературоведы утверждают, что изобразительные средства бунинского языка просты, исполнены строгости и ясности, что он не изменяет духу русской классической поэзии, в первую очередь поэзии Пушкина.
Попробуем в этом убедиться.
2. Работа по стихотворению Бунина «Сказка»
Выразительное чтение стихотворения учителем. Выявление восприятия. Какими настроениями, чувствами проникнуто стихотворение? Сказка, лукоморье…
Вы почувствовали созвучие с Пушкиным? Обращение к модели Вступления к поэме «Руслан и Людмила». В центре макрообраз — сказка, лукоморье. По краям, по окружности — микрообразы: леший, русалка, избушка на курьих ножках и так далее. Модель многомерна, каждый микрообраз разрастается в сказку.
Бунин еще мальчиком назвал Вступление… «ворожбой из кругообразных движений». Сказка у Пушкина как реальность, «правда чуда» — «Я там был…» Самостоятельная работа учащихся в микрогруппах — создание подобной модели по стихотворению Бунина. Предварительно коллективно выделяется макрообраз — сказка, сон .
Учащиеся отмечают кольцевую композицию стихотворения, выделяют микрообразы: пустынные берега, дикое синее лукоморье, глухой бор, лес, озаренный солнцем… Макрообраз — сказка, сон, а микрообразы реальные! Чудо правды! Картинки природы, необыкновенно красивые, превращены воображением поэта в сказку, сновидение «Снилась молодость…» — все проходит, о былом остается лишь красивый сон.
В молодости иное восприятие: мир яркий, красочный. Исследование цветовой гаммы стихотворения и образов, передающих свет. Работа по вариантам.
1-й вариант — синее лукоморье, розовый песок, синий небосклон.
2-й вариант — светозарный полдень, озарен весь лес был солнцем…
Представление рисунков — иллюстраций стихотворений Бунина .
Известный иллюстратор Пушкина Владимирский заметил, что поэт очень редко употребляет слова, обозначающие цвет. Всего по одному разу в поэме «Руслан и Людмила» употребляются цвета зеленый и синий. Поэт знал, что в русских сказках всегда присутствует образ солнца с его золотым сиянием. И поэтому эпитет «золотой» употребляется часто.
Но ведь это не цвет на палитре художника, а теплый тон, солнечное свечение. Пушкин очень любил поражать читателя эффектами света: «Вдруг… свет блеснул в тумане…», «…из вод выходят ясных…» В поэтическом воображении Пушкина возникали в основном не цветные картины, а световые . Бунин следует Пушкину, наполняя свои стихотворения светом, золотом солнца, но для него значим и цвет. В таком небольшом стихотворении трижды употребляются слова, обозначающие цвет. Взгляд поэта охватывает землю и небо во всей их цветовой реальности и дарит своим читателям очередное чудо — чудо света и цвета.
Обратите внимание, как с образом солнца связаны образы 3-й и 4-й строф: тени, синий небосклон, отблеск моря, смола прозрачнее стекла.
Литературоведы отмечают, что в бунинских стихотворениях за цветом скрываются чувства, мысли, настроение, а вместе с красками живут разнообразные звуки. Найдите в стихотворении слова, передающие звуки.
В стихотворении Бунина тихо, тишина.
Пустынные берега, пустынные края — не от слова «пустыня», а от слова «пусто», ни души! Помните у Пушкина: «На брег песчаный и пустой»? В словаре Ожегова одно из значений слова «пустынный» — безлюдный, необитаемый. Поэтому и лукоморье дикое, и бор глухой. Это наблюдение возвращает нас к ключевому образу — сон, сказка.
Не об этом ли говорит философ Лосев: «Умной тишиной и покоем вечности веет от чуда». Поэт подарил нам еще одно чудо — чудо тишины!
Мы начали с вами разговор о стихотворении с его настроения.
Найдите во 2-й, 3-й и 4-й строфах метафоры и метафорические эпитеты, которые подчеркивают это настроение.
Сон уносит лирического героя в «даль, молодость», наполненную светом и радостью. Образы, созданные поэтом, очень реальны: мы можем ощутить теплоту песка, сухость и жесткость коры…
Удалось ли Бунину приблизиться к Пушкину? Судите сами.
Поэт подарил нам столько чудес: чудо правды, чудо света и цвета, чудо тишины! Он подарил нам свое лукоморье, свою сказку!
Создайте свое чудо! Сочинение-миниатюра «Лукоморье Бунина». Чтение одной-двух детских работ.
Домашнее задание. Выучить стихотворение «Сказка» наизусть.
ПРИМЕЧАНИЯ
По усмотрению учителя можно сократить первую часть урока, использовать время на работу по выразительному чтению стихотворения.
Понятие «метафорический эпитет» даю пятиклассникам вместе с понятием метафора. Адаптированно ввожу понятия «лирический герой» и «образ», начиная с 5-го класса.
Детские работы
В лукоморье Бунина мы путешествуем по дальним и волшебным краям воображения. Поэт переносит нас в мир молодости и мечты. У него все радостно, все ясно, все светло.
Миша Сорока
Лукоморье Бунина — это сказка, беззвучная сказка. Наполненная светом. Солнечным светом. Блеском моря. И наконец, герою снится его детство, ведь только в детстве можно почувствовать всю красоту мира.
Жалко, что это только сон.
Витя Учайкин
Лукоморье Бунина — это прекрасная добрая сказка, которая совершенно неповторима по-своему. Там использованы удивительные и ни на что не похожие образы. Я не думаю, что нашелся бы писатель, который смог бы так прекрасно и сказочно передать эти незабываемые моменты жизни.
Игорь Селин
Лукоморье Бунина — это сказка, сон, чудо. Чудо — это самое главное, чудо правды. Лукоморье Бунина — это вечная тишина, а в этой тишине есть и глухой бор, и лес, озаренный солнцем, узоры теней, пустынный берег.
Катя Ботаногова
Лукоморье Бунина — это чудо из чудес. Все эти чудеса создало слово. Лукоморье Бунина похоже на Лукоморье Пушкина. Бунин хотел писать, как Пушкин, с чувством и употреблять красивые слова.
Нет такого поэта, который бы смог так передать чувства в стихотворении.
Дима Хохлов
Лукоморье Бунина