• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием»

 

«Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием»

Высказывание Анненского наиболее тесно связано с образом Сони Мармеладовой. Вообще, роман Достоевского «Преступление и наказание» — роман идеологический, каждый герой здесь — носитель идеи. Идея не то же самое, что теория; у Сони нет теории, но есть идея.

Раскольников и Соня по своей жизненной позиции прежде всего противопоставлены. Но в них есть и общее: прежде всего боль за человека и страдание за него. Вот почему так легко и сразу Соня понимает Родиона.

Кроме того, как подчеркивает сам Раскольников, они оба — преступники, оба — убийцы, только Соня убила себя, а он — другого человека. Для Достоевского эти два убийства имеют принципиально противоположный мировоззренческий смысл. Соня — и антипод, и своеобразный двойник главного героя. Еще не встретившаяся Раскольникову, Соня стала его главным оппонентом в споре, который ведет на страницах романа Родион Романович.

Когда он называет Мармеладову «вечной Сонечкой», в этом выражена идея христианского терпения, жертвенности и сострадания. В эпилоге романа мы читаем о том, что каторжные не любили Раскольникова, но любили Соню: она представляла для них живое воплощение веры, истины. Родион пытается оправдать свое преступление состраданием к тем обездоленным и униженным людям, которые его окружают :»За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения». Но сострадание требует собственной крови — это донорская позиция.

Соня сильнее Раскольникова внутренне. Вслед за Сонечкой Мармеладовой Раскольников возрождается от мертвой жизни к жизни живой. Итак, когда Родион первый раз приходит к Соне, он и сам не знает, зачем пришел. Он знает только, что «без нее уже жить не может…».

Сначала студент разговаривает с Соней о Катерине Ивановне, как будто испытывает ее любовь к этой женщине, а потом так же испытывает ее веру в Бога, искушает ее. Раскольников в этой сцене невероятно жесток. В начале разговора Соня как будто боится и стыдится Родиона, ей «было и тошно, и стыдно, и сладко…» оттого, что он пришел к ней. Соня, быть может, уже чувствует в сердце зарождающуюся любовь, а Раскольников в своем лихорадочном возбуждении, в ожидании возможного прекращения своих страданий, приходит к девушке как к последнему спасению, к надежде на спасение.

При этом Родион, прекрасно осознавая, что он делает, мучает Соню. Девушка сначала несмело доказывает Раскольникову, как она любит и как она благодарна Катерине Ивановне, что эта женщина ни в чем ни виновата, что она «как ребенок», «у ней ум совсем как помешан..», а для Сони это значит, что Катерина Ивановна почти как блаженная. И, наконец, молодой человек заводит разговор о вере. В этой сцене он подобен дьяволу, искушающему девушку, испытывающему твердость и силу веры.

И в этот момент Соня начинает говорить с Раскольниковым совсем по-другому, тон ее «вдруг» неузнаваемо меняется. Родион в этот момент видит в ней юродивую, мученицу. Тон ее суров, таково и ее отношение к словам Раскольникова, она видит в нем страдание и боль, но она видит в нем также присутствие дьявола, зло, поэтому Соня сурова с ним.

Главный герой романа пытается понять разумом то, что разумом понять нельзя, — иррациональную веру в Бога и в чудо. Соня «способна думать», и эти мысли способны мучить ее, но только это не отвлеченное философствование. У нее, в отличие от Раскольникова, есть надежная духовная основа — ее вера, и сила Сони в ее вере, в смирении. Герои читают эпизод из Евангелия — воскрешение Лазаря: небывалое чудо, прошло уже четыре дня со дня смерти Лазаря, и бесконечная вера Марфы в Иисуса воскрешает возлюбленного брата. Здесь возникает символическая параллель: четыре дня Раскольников лежал в бреду после убийства.

И ему суждено увидать великое чудо, только он пока не верит в возможность этого чуда, а Соня верит. Еще в разговоре о Катерине Ивановне есть замечание о том, что «какое-то ненасытимое сострадание… изобразилось вдруг во всех чертах лица ее». Это самое «ненасытимое сострадание» Сони тоже великое чудо, и Раскольников чувствует это. Поэтому он целует ногу Сони, встав перед ней на колени. Девушка в момент чтения Библии стоит несоизмеримо выше Родиона, хоть он и говорит ей, что у них одна дорога, один путь.

И, несмотря на то, что они — убийца и блудница, странно сошедшиеся за чтением вечной книги, все же и сам Раскольников чувствует в Соне эту внутреннюю, скрытую от глаз силу, не давшую ей опуститься в «смрадную яму». Смысл бунта Раскольникова в том, что если им назначено стать материалом, то необходимо против этого восстать, взять власть и изменить этот жестокий и злой мир. Соня не может принять этого безбожного бунта.

Для девушки единственно возможный путь — это вера, надежда, раскаяние, искупление, смирение. Она не может «переступить», «осмелиться» не потому, что боится, а потому, что невозможен для нее такой путь, не может она позволить себе «убить свою душу». Следующая сцена, где появляется Соня, — поминки. Здесь происходит обвинение в краже и история со Свидригайловым, а далее — второй разговор между девушкой и Раскольниковым о том, «кому жить?». Здесь Соня произносит очень важную для понимания этого образа фразу: «Кто меня поставил судьей?» Не может человек посягать на законы Господа, не люди сотворили этот мир, не им его и разрушать, править.

Раскольников во второй раз приходит искать путь спасения: или убедить Соню в своей правоте, или разубедиться самому, принять ее правду, — но этого он пока не может. «Что это вы над собой сделали?» — восклицает девушка, ведь для нее очевидно, что, убив ближнего, человек убивает себя: «Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете». Чудо, в которое верит Соня, — чудо раскаяния и воскресения. Она всей душой жаждет этого чуда для Раскольникова, потому что видит в нем бесконечное страдание, а значит, возможность для осуществления этого чуда. И Соня же провожает Родиона, когда тот идет признаваться. Она готова с ним идти, следовать за ним повсюду, потому что уже бесконечно любит его, а Раскольников все еще не понимает или не верит этому: «Эта-то, эта-то чего? …я-то что ей?

Чего она плачет, чего собирает меня, как мать или Дуня?» Но уже после свершения чуда молодой человек поймет и осознает свое чувство к Соне и ее беспредельную любовь, способную воскресить в нем все то живое, что он погубил в себе сам, пойдя на преступление. В эпилоге романа рассказчик повествует о сюжетном финале истории — о следствии, суде и заключении Раскольникова, но важнее то, что в этой части романа происходит то самое чудо, в которое верит Соня и которое так необходимо Родиону. Это то самое чудо о воскрешении, о котором читают герои романа в Евангелии. Таким образом, позиция Сони выдерживает проверку жизнью, в отличие от теории Раскольникова.

К тому же в эпилоге воплощается символическое значение евангельской истории о воскрешении Лазаря. Несмотря на тяжелые бытовые условия, в которых содержатся каторжники, несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться Соне и Раскольникову в ссылке и заключении, именно здесь главный герой впервые за долгое время ощущает свободу — здесь он свободен от власти и давления Петербурга, его удушливой атмосферы. И здесь единственный раз встречается настоящий пейзаж.

Достоевский изображает небо, леса, воздух — все то, чего так недоставало героям во время их проживания в Петербурге. И это, без сомнения, символичные детали. Таким образом, из эпилога мы можем сделать вывод, что, по мнению Достоевского, есть на земле воскрешающая сила.

И сила эта — любовь.



«Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием»

Другие сочинения по теме:

  1. Гуманизм, добро и любовь в романе Достоевского «Преступление и наказание» Федор Николаевич Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  2. Вера в добро и любовь в романе Достоевского «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  3. Всепрощающая любовь Сони (по роману «Преступление и наказание») Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф. М. Достоевским на каторге «в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Именно там, на...
  4. Классный час. Любовь к людям начинается с любви к себе На плакате цитата: «Любовь к людям начинается с любви к себе…» Учитель. Я прошу вас сейчас закрыть глаза и поднять...
  5. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» величайшее философско-психологическое произведение Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак...
  6. Социально-философская и психологическая проблематика романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не...
  7. Тема детства в романе Достоевского «Преступление и наказание» В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди, которые на...
  8. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поднимает тему «униженных и оскорбленных», тему маленького человека. Общество, в котором...
  9. Тема сочинения Падение и духовное возрождение человека в романах Ф. М. Достоевского Сочинение по литературе по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот» (просто в тексте меняйте названия романа). Человеческая душа,...
  10. Нравственный идеал в произведениях Достоевского («Преступление и наказание») В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно...
  11. Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»; Преступление и наказание Достоевский Ф. М Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но...
  12. Сущность последнего романа Достоевского «Преступление и наказание» Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл...
  13. Индивидуалистический бунт главного героя в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных сотрясений....
  14. Униженные и оскорбленные Роман Ф. М. Достоевского-это «психологический Униженные и оскорбленные Роман Ф. М. Достоевского-это «психологический отчет одного преступления», преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху...
  15. Мечты Достоевского о возможном наступлении золотого века Соня уповает на бога, Катерина Ивановна на закон. Раскольников с неумолимою логикой доказывает Соне, что и бог и закон на...
  16. Проблема преступления и наказания: Правда Сони и правда Раскольникова Проблема преступления и наказания не случайно указана уже в названии романа, так как именно ее исследованию посвятил Ф. Достоевский свой...
  17. Соня й розкольників читають євангеліє Твір по літературі: Соня й розкольників читають євангеліє Мені здається, що сцену читання Євангеліє Достоєвський увів для того, щоб показати,...
  18. Сочинение по романy Федора Михайловича Достоевского Сочинение по романy Федора Михайловича Достоевского «Престyпление и наказание» В центре романа Ф. Д. Достоевского «Преступление и наказание» характер героя...
  19. Описание Петербурга в произведениях Достоевского Несколько слов об «идеологии» пространства Петербурга. Это один из примеров. Не случайно, сознаваясь Соне в своем преступлении, Раскольников говорит, что...
  20. Раскольников и его «двойники» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины XIX ст. Среди персонажей...
« «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…»
Вольность »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения