Любовь в романе «Отцы и дети»
Любовь в романе » Отцы и дети»
Практически все герои «Отцов и детей» испытывают или испытали любовь. Но для двоих — Павла Петровича и Базарова — это чувство становится роковым.
Намеки на отношение Базарова к любви появляются в самом начале романа. Во время поездки от станции до усадьбы Кирсановых расчувствовавшийся Николай Петрович читает вслух отрывок из «Евгения Онегина», а Базаров, сидящий в другой коляске, случайно, но очень резко прерывает его именно на слове «любовь», прося у Аркадия спичек. То, что Базаров перебивает Николая Петровича именно на слове «любовь» такой прозаической просьбой, настораживает. Как окажется впоследствии, Базаров действительно ни во что не ставит любовь и поэзию. и состояния Павла Петровича.)
Почти сразу на первый план выходит противостояние Базарова и Павла Петровича. Базаров не уважает старшего Кирсанова не только из-за «антагонизма их воззрений», не только из-за барства, «львиных привычек»: у Павла Петровича холеные ногти, белые воротнички, живя в деревне, он носит лаковые полусапожки.
Базаров не может уважать Павла Петровича еще и потому, что главное содержание, главную трагедию жизни этого человека составляет страсть, а для Базарова — это все «романтическая чепуха, гниль», для него отношения между мужчиной и женщиной основаны только на физиологии. Базаров сам никогда не испытывал любви, поэтому не может понять, уважать или хотя бы быть справедливым к старшему Кирсанову, а именно на это надеется Аркадий, когда рассказывает своему другу историю дяди. Эффект получается обратный: Базаров начинает еще больше презирать Павла Петровича.
Но все представления Базарова рушатся, когда он встречает Одинцову. обо мне печется», — говорит Базаров. Таким образом, Одинцова появляется в жизни Базарова на слово «ангел» и уходит из его жизни на это же слово: когда Анна Сергеевна приезжает с доктором, теперь уже в последний раз увидеть умирающего Базарова, Василий Иванович восклицает: «Жена! Жена!..
К нам ангел с неба!» — и повторяет: «Ангел! Ангел!») Едва увидев, Базаров сразу заинтересовался Одинцовой: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». Но почти сразу же старается поставить ее в ряд обыкновенных, пошлых женщин! «Кто бы она ни была — просто ли губернская девица, или «эманципе» вроде Кукшиной…»
Базаров хотел бы смотреть на нее, как на остальных женщин, но не может. Именно поэтому, стараясь убедить себя в том, что Одинцова интересует его только с той же точки зрения, что и другие красивые женщины, он говорит о ней столько циничных вещей. Именно поэтому, пытаясь объяснить и исчерпать свое влечение к Одинцовой только физиологией, он так много говорит о ее теле: «Этакое богатое тело! — продолжал Базаров, — хоть сейчас в анатомический театр только у нее такие плечи, каких я давно не видывал».
Приехав с другом в Марьино, Аркадий постоянно удивляется необычным вещам, творящимся с Базаровым, удивление все нарастает и нарастает, в короткой XV главе оно акцентировано пять раз: сначала он говорит Базарову: «Я тебе удивляюсь!», затем «с тайным удивлением замечает, что Базаров сконфузился» перед Одинцовой; его «удивило» то, что Базаров «старался занять свою собеседницу», затем автор говорит, что «Аркадию пришлось в тот день не переставать удивляться», в последний раз Аркадий «удивился», когда Базаров покраснел, прощаясь с Одинцовой. Сам Аркадий тоже влюблялся в Одинцову. Но если Базаров, сам не понимая, что в нем происходит, пытается убедить себя в невозможности любви, то Аркадий, напротив, «сознательно» влюбляется в Одинцову: «Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому унынию».
Полюбив, Базаров начинает с горечью понимать, что его убеждения не имеют ничего общего с действительностью: раньше он считал все романтическое «белибердой», а теперь «с негодованием сознавал романтика в самом себе». В начале романа он смеялся над Павлом Петровичем, плененным «загадочным взглядом» княгини, а, полюбив Одинцову, сам говорит ей: «может быть, точно, всякий человек — загадка. Да хотя вы, например…»
Вообще, как ни странно, оказывается, что любовная история Базарова очень похожа на любовную историю Павла Петровича. Павел Петрович знакомится с княгиней Р. на балу, Базаров тоже встречает Одинцову на балу.
И Павел Петрович, и Базаров несчастны в любви. Они оба раньше «были великие охотники до женщин и до женской красоты». Но, полюбив по-настоящему, они меняются. «Привыкший к победам Павел Петрович и тут скоро достиг своей цели, но легкость торжества не охладила его».
Базаров скоро понял, что от Одинцовой «не добьешься толку», а «отвернуться, к своему изумлению, не имел сил». И для Базарова, и для Павла Петровича любовь оказывается чувством, далеким от простого влечения.
Для обоих любовь становится мукой. Старший Кирсанов со временем «еще мучительнее привязался к княгине», любовь «мучила и бесила» Базарова.
В описании княгини Р. и Одинцовой есть похожие образы. Княгиня послала Павлу Петровичу кольцо со сфинксом, подаренное самим Павлом Петровичем, «провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест — вот разгадка». Образ креста, перекрещенных линий появляется и в описании Одинцовой: беседуя с Базаровым, она «скрестила на груди руки», а из-под складок платья «едва виднелись кончики ее ног, тоже скрещенные».
Аркадий говорит про княгиню: «Что гнездилось в ее душе — бог весть!» Одинцова, окончательно решив отвергнуть Базарова, думает: «…Нет, Бог знает, куда бы это повело…»
В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича: «…Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина». Но, вернувшись в деревню к родителям в последний раз, Базаров худеет, молчит, «сокрушая» своим настроением отца. «Лихорадка работы» сменилась «тоскливой скукой и глухим беспокойством». Таким образом, Базаров раскисает точно так же, как Павел Петрович. Любовь в обоих случаях приводит к кризису, жизненному и духовному.
Несчастная любовь Павла Петровича и Базарова вызывает одно чувство — жалость. Аркадий, рассказывая о дяде Базарову, говорит: «Он скорее сожаления достоин, чем насмешки». После признания Базарова «Одинцовой стало и страшно, и жалко его»; при прощании с Базаровым, в последний раз покидающим ее Дом, ей опять «стало жалко» его.
Сцена признания Базарова в любви Одинцовой противопоставлена их прощанию в последний приезд Базарова в Никольское. В первой после рассказа Базарова о своих чувствах «Одинцова протянула вперед обе руки», а через несколько мгновений Базаров «быстро обернулся и схватил ее обе руки». А во второй — попросив его остаться, «с участием протянула ему руку», но он все понял и не принял руки. В первой сцене, не поняв жеста Одинцовой, взволнованный Базаров бросился к ней, а во второй — поняв смысл протянутой руки, отказался от нее.
Одинцова пытается убедить себя, что ни в чем не виновата, «не могла предвидеть» любви Базарова. Но даже по словам, в которых автор говорит об отношениях между Базаровым и Одинцовой, становится понятно, что это не так: причиной перемены в Базарове «было чувство, внушенное ему Одинцовой». В слове «внушенное» остается оттенок намеренности, нельзя никому ничего внушить без собственного желания на то.
Основное чувство Базарова в романе с Одинцовой — злость: «он отправлялся в лес и бродил по нему, ломая ветки и браня вполголоса и ее, и себя», «это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» У Базарова нет интереса к Одинцовой, он интересуется только своей страстью.
Рядом с темой любви стоит тема природы. Сближение Аркадия и Кати происходит на фоне их любви к природе: «Катя обожала природу, и Аркадий ее любил». Базаров до того, как влюбляется в Одинцову, считает, что природа — «мастерская», эстетическая сторона природы для него не существует. Полюбив Одинцову, Базаров смотрит в окно и ощущает «раздражительную свежесть ночи».
Свежесть «раздражительная» именно потому, что Базаров ее чувствует, а раньше не чувствовал, это «бесит и мучает» его.
Базаров борется с собой и страдает. К концу он отступается почти от всех своих убеждений. Уже любя Одинцову, он раздражается, когда Аркадий сравнивает засохший листок с мотыльком, и просит его не говорить красиво.
А, умирая, он сам говорит красиво: «…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
Тема любви подходит в романе очень близко к теме смерти. Здесь можно усмотреть еще одно сходство между историей любви Павла Петровича и историей любви Базарова. Будучи неспособным разлюбить княгиню даже после ее смерти, Павел Петрович потерял все; повествователь говорит, что его «исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец».
Базаров, полюбив Одинцову, скоро умирает. Таким образом, в обоих случаях несчастная любовь приводит к смерти, фактической или душевной, уже не так важно.
При встрече Базаров и Одинцова поставлены как будто в равное положение: ни он, ни она никогда до этого не испытывали любви. Но Базаров оказывается способен полюбить, а Одинцова нет. Базаров страдает, а Одинцова не может испытывать таких сильных чувств, от этого она ощущает только легкую печаль.
Одинцова, несомненно, в глазах читателя проигрывает Базарову, он выше нее.
Последнее желание Базарова — увидеть Одинцову, последние его слова о любви. Страсть стала роковой для Базарова, он полюбил именно такой любовью, в существование которой не верил. На могиле Базарова растут цветы — символ «всесильной любви», «вечного примирения» и «жизни бесконечной».
Любовь в романе «Отцы и дети»