Любовная лирика Ф. И. Тютчева
Особое место в творчестве Тютчева занимает тема любви. Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека. Именно в любовной лирике поэта с особой силой проявились и запечатлелись трагические конфликты духовного существования: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!
Ведь любовь оказывалась одним из проявлений столь близкой Тютчеву мятежной стихии жизни: Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их съединенье, сочетанье, И… поединок роковой… Любовная поэзия Тютчева — это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации: Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое — И сердцу стало так тепло… Исследователи жизни поэта скрупулезно устанавливают события, стоящие за стихами, образы. Например, образ Амалии Крюденер, к которой были обращены эти строки.
Это стихотворение было написано уже на склоне лет, после очередного сильного потрясения в жизни поэта. Встреча с прошлым, может быть, одно из самых тяжких испытаний для человека. И тем неожиданней становятся поэтические строки, также обращенные к баронессе Крюденер: Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край; День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай… Между этими стихами промежуток в 34 года.
Тютчев познакомился с Амалией Максимилиановной Лерхенфельд, когда ей было 14 лет. Поэт просил ее руки, но родители девушки отказали. Любовь к Амалии Тютчев пронес через свою жизнь, несмотря на другие сильные любовные потрясения в его жизни: Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне, — И вот — сильнее стали звуки, Не умолкавшие во мне… Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, — И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..
Любовь в поэзии Тютчева — грозовая, губительная страсть. Через все его творчество проходит противопоставление тихого рассвета любви бурному разгару страстей. Образ полной свежей прелести «младой феи» вписывается в «светлый» пейзаж «сердца милого края». «Душа болезненно-греховная», «обморок духовный» — Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него.
Движение лирической мысли очень четко передает движение человеческого сердца. Самым значительным в любовной лирике Тютчева стал так называемый «денисьевский цикл». В этом цикле вполне возможно найти и восстановить ход основных событий: встреча героев , рождение дочери , болезнь и смерть героини .
Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, и общество отвергло несчастную женщину, «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». Жизненные, бытовые реалии вызывают «поток сознания» и переживания лирического героя, которые и являются главным предметом изображения этого цикла.
Гамма чувств лирического героя определена во многом тремя жизненными обстоятельствами: любовь греховна с точки зрения общественной и религиозной морали; для героя — это поздняя любовь; одиночество героя после смерти возлюбленной. Тематически цикл делится на две части: до и после смерти героини. Центральный герой цикла — «он», но «она» присутствует как источник его мыслей и чувств, как образ возлюбленной. Цикл диалогичен.
Благодаря этому стихотворения воспринимаются как долгий, взволнованный, искренний внутренний монолог лирического героя, адресованный прежде всего возлюбленной. Напряженность усиливается из-за внешней безысходности ситуации и за счет глубины переживаний, процесса осмысления: Не говори: меня он, как и прежде, любит, Мной, как и прежде, дорожит… О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит, Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.
Несмотря на то, что Тютчев полного выхода из любовной трагедии не нашел, поэт стремится преодолевать трагическое мироощущение. Поэт остается открытым как своему прошлому, так и самому чувству влюбленности, верным памяти своих возлюбленных. Любовь в понимании Тютчева — самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка.
Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично: Любима ты, и так, как ты — Нет, никому еще не удавалось! О господи!.. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…
Любовная лирика Ф. И. Тютчева