• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

 

М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует представителей искусства. Поэтому тема назначения поэта — центральная тема поэзии XIX века.

Во всем, о чем бы ни писали поэты, скрывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению всего, что теснило, подавляло, калечило народ и жизнь личности.

А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, как представители передовых кругов русского общества XIX века, возглавили дальнейшее движение литературы вперед, определили ее последующее развитие.

По-своему решает тему поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с последствиями разгрома декабристов.

В лирике Лермонтова выражен протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи наложили отпечаток на его творчество. Неудовлетворенность существующим носит у Лермонтова активный характер.

Стихи для него — орудие борьбы.

Лермонтов понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей.

В его поэзии с первых же строк звучит тема одиночества. Противоположность двух поэтических миров отчетливо видна при сравнении «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова. Последний подхватывает пушкинскую тему преображения поэта в пророка и развивает ее. У Пушкина стихотворение звучит предвестием великого дела, которое предстоит свершить пророку в мире, широко открытом перед ним, ждущем его:

…обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Лермонтов же эту тему продолжает в ином ключе — печали и разочарования. Мир, куда выходит лермонтовский пророк, полон злобы и вражды. Все живое, доброе, истинное, светлое, чистое сосредоточилось в пророке и на том островке жизни , куда его изгоняют «они» — те, кому пророк пытался проповедовать «любви и правды чистые ученья».

Эти «они», исполненные бешеной злобы, самодовольной гордости и неверия, «жадною толпой стоящие у трона», — палачи «Свободы, Гения и Славы». «Они» — пестрая толпа, рабы и господа, населяющие «немытую Россию», это и «наше поколенье», постыдно равнодушное к добру и злу.

Лермонтов хотел, чтобы поэзия призывала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении «О, полно извинять разврат…», посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт — это человек, одаренный «высокой мыслью и душой», ничего не страшащийся.

Однако в современной действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов.

Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается Лермонтовым в стихотворении «Журналист, читатель и писатель». В связи с политической реакцией в 30-е годы XIX века значительная часть русских литераторов стремилась уйти от острых вопросов жизни, старалась замкнуться в кругу мелких интересов, ограничиться незначительными «безопасными» темами.

В 1837 году после безвременной гибели Пушкина прозвучал «голос страсти благородной» Лермонтова. Он создал стихотворение «Смерть поэта». Его волновали противоположные чувства: любовь и ненависть, скорбь и гнев, восхищение и презрение. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жизни торжественным венком славы.

Он «дивный гений» с «чудной силой» таланта и «чудными песнями». Особенно восхищает Лермонтова его «свободный, смелый» поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет «жадную толпу, стоящую у трона».

Это обличительное гневное стихотворение быстро распространилось по всей стране и прославило имя автора, утвердив его как поэта.

Стихотворение «Поэт» построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор рассказал историю кинжала, а в последующих пяти — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала — показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала.

Он служит много лет наезднику, но погиб господин, и кинжал, который «не по одной груди провел страшный след и не одну порвал кольчугу», «свое утратил назначенье». Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее безвредное украшение. То, что с ним случилось, напоминает Лермонтову судьбу поэта.

Лермонтов раскрыл трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир, с огромной силой и полнотой, болью и страстью. Однако это одиночество — не отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей поэта действительности. Протест заглушает в поэте настроение безысходности, рождает жажду жизни, стремление не бежать от мира, а найти себя и свое место в нем. «Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня» — в этих словах стихотворения «Узник» звучит страстный порыв поэта к свободе, к счастью.

Диана ХУБЛАРОВА, гимназия № 1514, Москва



М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Другие сочинения по теме:

  1. А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии Тема поэта, его назначения и судьбы занимает важное место в творчестве классиков русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю....
  2. Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии В «Деревне» Пушкин тосковал, что ему не дан в удел «витийства грозный дар». Чем же он дается и почему назван...
  3. В. В. Маяковский о назначении поэта и поэзии Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца! В....
  4. Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова Нежданный сын последних сил природы — Возник Поэт,- идет он и поет. Е. Баратынский С Пушкиным Лермонтов знаком не был...
  5. М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин о поэте и поэзии Пловцам я пел… А. С. Пушкин Проснешься ль ты опять, осмеянный Пророк? М. Ю. Лермонтов Каждый поэт, как и всякий...
  6. Маяковский о назначении поэта и поэзии Нет, пожалуй, в мире Маяковский о назначении поэта и поэзии Нет, пожалуй, в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах поэзии....
  7. М. Ю. Лермонтов о поэте и поэзии Лирика М. Ю. Лермонтова четко делится на два периода — ранний и поздний, где главной целью становится миссия поэта-пророка «глаголом...
  8. Н. А. Некрасов о назначении поэта и поэзии Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В...
  9. Вопрос о назначении поэта в русской литературе XIX века В русской литературе XIX века вопрос о назначении поэта, о его призвании приобрел совершенно отчетливое выражение. Поэт — это проповедник,...
  10. Из статьи «О назначении поэта» В русской мысли и литературе господствует какое-то странное, частью пренебрежительное, частью равнодушное отношение к духовному содержанию поэзии и мысли Пушкина…...
  11. Литературный анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть — элегия, а вторая — сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет...
  12. Г. Р. Державин о назначении поэта Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим человеком со стихами, говорившими о бренности жизни, о смерти и...
  13. Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской...
  14. Тема поэта и поэзии в лирике Александра Сергеевича Пушкина Творчество А. С. Пушкина — это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин...
  15. «Мой стих трудом громаду лет прорвет…» Владимир Маяковский о назначении поэта Вступление к задуманной, но не осуществленной поэме о первой пятилетке, озаглавленное «Во весь голос», стало последним крупным поэтическим произведением Владимира...
  16. Поэт и общество в лирике М. Лермонтова Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В его произведениях это тема активных и...
  17. Части стихотворения. Сопоставление судьбы кинжала и роли поэта Стихотворение делится на две части: первая рассказывает о судьбе кинжала, который служил горцу, затем был взят как трофей и продан...
  18. «Смерть Поэта»: мятежный дух поэта-гражданина Лирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло. Лермонтов создавал свои произведения в...
  19. Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве многих поэтов. М. Ю. Лермонтов — не исключение. Довольно многие...
  20. Лермонтов и Пушкин — два поэтических мира В. Г. Белинский писал: «Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души;...
« » Победители КОНКУРСОВ»
Конспект урока литературы для 2 класса «В гостях у медведя Миши» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения