Мало известное творчество Томаса Вулфа
Чрезвычайно показательно мало известное у нас творчество Томаса Вулфа. За свою короткую жизнь Вулф написал четыре романа, причем два последних были опубликованы посмертно. Героем всех его книг является, в сущности, один и тот же человек, хотя в первых романах он носит имя Юджина Рента, а в последних называется Джорджем Уэббером. В первом романе «Обернись к дому, ангел» (1929) Вулф рассказывает о едином периоде биографии своего героя, и сюжет естественно определяет цельность композиции романа.
Два последующих романа — «О времени и о реке» (1935) и «Паутина и скала» (1939) — явно свидетельствуют об эмпирическом характере поисков Вулфа. В них нарушается соответствие фона и характера героя, ломается цельность композиции, возрастает обычная для «промежуточных» романов Вулфа беспорядочность, хаотичность и фрагментарность, причем эти черты кажутся принципиальными особенностями стиля писателя.
Только в последнем, четвертом, романе «Тебе не вернуться домой» (опубликован в 1940 году) композиционное мастерство писателя вновь проявляется с тем же блеском, что и в первом, но на этот раз уже невозможно говорить о случайной удаче. Процесс эмпирического познания мира исчерпывает свои возможности. Герой романа последовательно проходит характерные «ступени» индивидуализма, который сама логика событий делает в его глазах несостоятельным. Потребность в активном социальном действии все возрастает, и Вулф подводит своего героя к принципиальному решению. Занять действенную позицию по отношению к миру его заставляет, во-первых, зрелище потрясающей социальной несправедливости (кризис) и, во-вторых, непосредственное знакомство с порядками фашистской Германии.
Как видно, наступление фашизма было одной из коренных причин, побудивших писателей запада занять активную позицию. Начало гражданской войны в Испании особенно способствовало развитию антифашистской тенденции в литературе, привело к заострению социально-политической проблематики в творчестве многих писателей. Испанские события нашли широкий отклик в произведениях писателей Германии, Франции, Англии, США. Эти произведения отличает высокое чувство интернационального долга, усиление героического начала и агитационный пафос. Мастера литературы понимали, что время не терпит, что мир должен немедленно узнать правду о происходящем. На фактическом материале они показывали суть событий, обличали фашизм и прославляли мужество революционного народа. Поэтому в освещении испанских событий особую роль сыграл документальный жанр. Со статьями и очерками об Испании выступают Жан-Ришар Блок, Антуан де Сент-Экзюпери, Вилли Бредель, Илья Эренбург и многие другие. Вершиной революционной публицистики этих лет является «Испанский дневник» Михаила Кольцова.
Мало известное творчество Томаса Вулфа