«Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова
История создания
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» был написан в 1928-1940 гг. и опубликован с цензурными купюрами в журнале Москва №11 за 1966 г. и № 1 за 1967 г. Книга без купюр была издана в Париже в 1967 г. и в 1973 г. в СССР.
Замысел романа возник в середине 20-х гг., в 1929 г. роман был закончен, а в 1930 г. сожжен Булгаковым в печке. Этот вариант романа восстановлен и опубликован через 60 лет под названием «Великий канцлер». В романе не было ни Мастера, ни Маргариты, евангельские главы сводились к одной — «Евангелие от дьявола» .
Первая полная редакция романа создавалась с 1930 по 1934 гг. Булгаков мучительно думает над заголовком: «Копыто инженера», «Черный маг», «Гастроль Воланда», «Консультант с копытом». Маргарита и ее спутник появляются в 1931 г., и только в 1934 возникает слово «мастер».
С 1937 г. и до самой смерти в 1940 г. Булгаков правил текст романа, который он считал главным произведением своей жизни. Последние его слова о романе — дважды повторенное «чтобы знали».
Литературное направление и жанр
Роман «Мастер и Маргарита» модернистский, хотя роман Мастера об Иешуа реалистический исторический, в нем нет ничего фантастического: ни чудес, ни воскрешения.
Композиционно «Мастер и Маргарита» — роман в романе. Евангельские главы — это плод воображения Мастера. Роман Булгакова называют философским, мистическим, сатирическим и даже лирической исповедью.
Сам Булгаков иронически называл себя мистическим писателем.
Роман Мастера о Понтии Пилате близок по жанру к притче.
Проблематика
Важнейшая проблема романа — проблема истины. Герои теряют направление , голову , саму личность . Они оказываются в невозможных местах , превращаются в ведьм, вампиров и боровов. Какой их этих миров и обликов истинный для каждого? Или истин множество?
Так московские главы перекликаются с Пилатовым «что есть истина».
Истиной в романе представлен роман Мастера. Угадавший истину становится душевнобольным. Параллельно роману Мастера о Понтии Пилате существуют ложные тексты: поэма Ивана Бездомного и записи Левия Матвея, который якобы пишет то, чего не было и что впоследствии станет историческим Евангелием.
Возможно, Булгаков подвергает сомнению евангельские истины.
Другая важнейшая проблема вечного жизненного поиска. Она воплощена в мотиве дороги в финальных сценах. Отказавшись от поиска, Мастер не может претендовать на высшую награду . Лунный свет в повести — отраженный свет вечного движения к истине, которую нельзя постичь в историческом времени, а только в вечности.
Эта идея воплощена в образе Пилата, идущего с оказавшимся живым Иешуа по лунной дорожке.
С Пилатом связана в романе еще одна проблема — человеческих пороков. Главным пороком Булгаков считает трусость. Это в некотором роде оправдание собственных компромиссов, сделок с совестью, на которые вынужден идти человек при любом режиме, особенно при новом советском.
Недаром разговор Пилата с Марком Крысобоем, который должен убить Иуду, напоминает разговор агентов тайной службы ГПУ, которые ни о чем не говорят прямо, понимают не слова, а мысли.
Социальные проблемы связаны с сатирическими московскими главами. Поднимается проблема человеческой истории. Что она такое: игра дьявола, вмешательство потусторонних добрых сил?
Насколько ход истории зависит от человека?
Еще одна проблема — поведение человеческой личности в конкретный исторический период. Можно ли в вихре исторических событий остаться человеком, сохранить здравый рассудок, личность и не идти на компромисс с совестью? Москвичи обычные люди, но квартирный вопрос их испортил.
Может ли трудный исторический период служить оправданием их поведения?
Некоторые проблемы, как считается, зашифрованы в тексте. Гоняющийся за свитой Воланда Бездомный посещает именно те места в Москве, где были разрушены церкви. Таким образом, поднимается проблема безбожия нового мира, в котором появилось место дьяволу и его свите, и проблема перерождения неприкаянного человека в нем. Новый Иван рождается, приняв крещение в Москве-реке.
Так Булгаков связывает проблему морального падения человека, позволившую появиться на улицах Москвы сатане, с разрушением христианских святынь.
Сюжет и композиция
Роман опирается на известные в мировой литературе сюжеты: воплощение дьявола в мире людей, продажа души. Булгаков использует композиционный прием «текст в тексте» и соединяет в романе два хронотопа — московский и ершалаимский. Структурно они подобны. Каждый хронотоп разделен на три уровня. Верхний уровень — московские площади — дворец Ирода и Храм.
Средний уровень — арбатские переулки, где живут Мастер и Маргарита, — Нижний Город. Нижний уровень — берег Москвы-реки — Кедрон и Гефсимания.
Самая высокая точка Москвы — Триумфальная площадь, где расположен театр Варьете. Атмосфера балагана, средневекового карнавала, где герои одеваются в чужую одежду, а потом оказываются голыми, как несчастные женщины в волшебном магазине, распространяется по всей Москве. Именно Варьете становится местом бесовского шабаша с жертвоприношением конферансье, которому оторвали голову.
Этой самой высокой точке в ершалаимских главах соответствует место распятия Иешуа.
Благодаря параллельным хронотопам происходящие в Москве события приобретают оттенок балаганности и театральности.
Соотносимы также по принципу уподобления два параллельных времени. У событий в Москве и Ершалаиме подобны функции: они открывают новую культурную эпоху. Действие этих фабул соответствует 29 и 1929 г. и совершается будто бы одновременно: в жаркие дни весеннего полнолуния, в религиозный праздник Пасхи, совершенно забытый в Москве и не помешавший убить невинного Иешуа в Ершалаиме.
Московская фабула соответствует трем суткам, а ершалаимская суткам. Три ершалаимские главы связаны с тремя событийными днями в Москве. В финале оба хронотопа сливаются, пространство и время перестают существовать, и действие продолжается в вечности.
В финале сливаются также три сюжетные линии: философская , любовная , сатирическая .
Герои романа
Воланд — булгаковский сатана — не похож на сатану евангельского, воплощающего абсолютное зло. Имя героя, а также его двойственная сущность, заимствованы из «Фауста» Гете. Об этом свидетельствует эпиграф к роману, характеризующий Воланда как силу, которая вечно хочет зла и совершает благо. Этой фразой Гете подчеркивал лукавство Мефистофеля, а Булгаков делает своего героя как бы противоположностью Бога, необходимой для мирового равновесия. Булгаков устами Воланда объясняет свою мысль с помощью яркого образа земли, которая не может существовать без теней.
Основная черта Воланда — не злонамеренность, а справедливость. Именно поэтому Воланд устраивает судьбу Мастера и Маргариты и обеспечивает обещанный покой. Но у Воланда нет милосердия или снисхождения. Он обо всем судит с точки зрения вечности. Он не наказывает и не прощает, а воплощается среди людей и испытывает их, вынуждая раскрывать истинную сущность.
Воланду подвластны время и пространство, он может изменять их по своему усмотрению.
Свита Воланда отсылает читателя к мифологическим персонажам: ангелу смерти , другим демонам . В финальную ночь сводятся все счеты, и демоны тоже перерождаются, утрачивая театральное, наносное, открывая истинное лицо.
Мастер — главный герой романа. Он, подобно древнегреческому культурному герою, является носителем определенной истины. Он стоит «в начале времени», его дело — роман о Понтии Пилате — знаменует начало новой культурной эпохи.
В романе деятельность литераторов противопоставлена работе Мастера. Писатели только подражают жизни, создавая миф, Мастер творит саму жизнь. Источник знаний о ней непостижим.
Мастер наделен властью почти божественной. Как носитель и творец истины, он раскрывает истинную, человеческую, а не божественную, сущность Иешуа, отпускает на свободу Понтия Пилата.
Личность мастера двойственна. Открывшаяся ему божественная истина находится в конфликте с человеческой слабостью, даже сумасшествием. Когда герой угадывает истину, ему некуда больше двигаться, он все постиг и может только перейти в вечность.
Именно Маргарита награждена вечным приютом, в который попадает с мастером. Покой — это и наказание, и награда. Верная женщина — идеальный женский образ в романе и идеал Булгакова в жизни. Маргарита рождается из образа Маргариты «Фауста», погибшей в результате вмешательства сатаны.
Маргарита Булгакова оказывается сильнее сатаны и пользуется ситуацией, как гоголевский Вакула, сама оставаясь чистой.
Иван Бездомный перерождается и превращается в Ивана Николаевича Понырева. Он становится историком, который знает истину из первой инстанции — от самого ее творца, Мастера, который завещает ему написать продолжение о Понтии Пилате. Иван Бездомный — это надежда Булгакова на объективное изложение истории, которого не бывает.
«Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова