Мастерство портрета и его роль в создании характера
На примере образа Ильи Ильича Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Т Олстой назвал Роман «Обломов» «капитальнейшей вещью, какой давно не было». Эта «капитальность» чувствуется уже в первых строках: «В Гороховой улице, в одном из больших домов… лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов». Эпический размах соединяется в этой фразе с несомненной иронией.
Характер повествования задает и характер центрального персонажа: в нем соединена общечеловеческая обобщенность, «капитальность», обстоятельность — и специфические, зачастую нелепые, индивидуальные черты живого человека. При создании образа главного героя в числе других приемов автор использует портрет, в котором также присутствует «капитальность», то есть основательность, исчерпывающая полнота.
Словом «лежал» начинается описание героя, и во всей обширной первой части романа Обломов показан во время «лежания». Эта особенность, явно имеющая гротескный характер, передает сходство Ильи Ильича с античной статуей: «беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». Это сходство не случайно: характер Ильи Ильича имеет некий античный колорит, так же как и вся картина его жизни — и в Обломовке, и на Выборгской стороне, где жизнь идет как бы вне города, цивилизации и движется циклично, как в античных мифах. Лежание Ильи Ильича эпически монументально.
Кстати, смешным и неловким он кажется только в действии, например во взаимоотношениях со Штольцем или при попытке вслед за Ольгой взобраться на гору. Когда же он неподвижен, то полон величия и достоинства; автор даже говорит о «не лишенной своего рода грации» лени Обломова. И Агафья Матвеевна любуется им именно в статичном, неподвижном состоянии: «Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой — и все это делает так вольно, покойно и красиво».
Однако при этом в портрете Ильи Ильича чувствуется некоторая усредненность: «человек лет тридцати двух-трех» — то есть средних лет, «среднего роста», цвет лица имел «ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный». Все эти черты придают образу черты некоего «среднего человека». Сам Гончаров удивился, когда узнал, что его героя отнесли к разряду «лишних людей»: «Да таких людей тысячи! — писал он. — Скорее меньше не-лишних…» Гончаров человеколюбив: в среднем человеке он видит отнюдь не «серую массу», а, напротив, замечательную, в своем роде очень одаренную личность.
В портрете Обломова автор многократно подчеркивает его мягкотелость, но пока это только намеки на будущую полноту: «пухлые руки», «мягкие плечи», тело «слишком изнеженное для мужчины». В эпизоде «Сон Обломова» показано, как зарождалась в нем с детства эта черта, как заботились о том, чтобы ребенок «хорошо кушал» и имел пухлые щеки. Показано в романе и дальнейшее развитие этой черты: во время романа с Ольгой он похудел, даже обрел стройность, с его лица сошла отечность, а позже, у Агафьи Матвеевны в доме, его хватил паралич от ожирения и неподвижного образа жизни. Эта черта сопровождает его всю жизнь. Сама фамилия имеет общий корень со старорусским словом «обло» — круг, колесо.
Именно круг ассоциируется с Ильей Ильичом. Жизнь его идет по замкнутому циклу, то есть по кругу, без заметного поступательного продвижения, и в конце концов возвращается на круги своя — на Выборгскую сторону, в «петербургскую Обломовку». Круг — фигура без углов, ни за что не цепляющаяся, кроме того, круг — нечто целостное, сформированное, как и характер Обломова.
Ведь Обломов, несмотря ни на что, гармоническая личность, он инстинктивно чувствует смысл жизни и живет согласно своему ощущению высшей истины, к которому всю жизнь идут Штольц и Ольга. «Кристальная душа», «золотое сердце», «голубиная нежность» — все эти оценки относятся к Обломову. Мнение о герое самого автора, который в целом беспристрастен, сквозит в следующих строках: «…поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». «Поверхностно наблюдательным, холодным» человеком оказался в данном случае, как ни жаль, знаменитый критик Добролюбов, который весь характер Ильи Ильича, по существу, свел к понятию «обломовщина». Говоря же о «приятном раздумье», в которое могло ввести лицо Обломова «человека поглубже», Гончаров дает понять, что характер его героя сложнее и не сводится к каким-либо определениям; его глубины непостижимы и для самого автора.
Характер героя в ходе романа не то что не проясняется, а, наоборот, усложняется. Показателен в этом отношении разговор Штольца с Ольгой, в котором она признается ему в своей первой любви:
«- Кого же? Это не секрет? — спросил он, чувствуя, что у него дрожат губы.
— Обломова.
Он остолбенел. Минуты две длилось молчание».
Штольц пытается найти рациональное объяснение произошедшему: «Вы не поняли себя, Обломова или, наконец, любви…» Он обескуражен, что в его стройной картине мира обнаружены диспропорции, что его друг Илья оказался сложнее, чем он думал, что в нем есть что-то такое, за что его может полюбить женщина — да еще такая, как Ольга.
В портретном описании Обломова говорится о «халате из персидской материи» и «длинных, мягких и широких туфлях» — то есть одежде, в которой герою в первую очередь удобно, комфортно. То, что халат не имел «ни малейшего намека на Европу», также весьма важно: в отличие от «европейца» Штольца, Обломов очень близок восточному мировосприятию с его философией неделания и созерцания. Халат этот — символ обломовского мироощущения, проходящий через все произведение.
С самого начала он противопоставляется легкомысленному фраку и официальному чиновничьему мундиру. Штольц, пытаясь вывести Обломова из спячки, призывает друга «сбросить халат не только с тела, но и с души». Обломов делает это во время своего романа с Ольгой: он воскресает для духовных интересов, живет напряженной жизнью ума и сердца и в буквальном смысле сбрасывает халат, который лежит в шкафу заброшенный. Когда осенью Илья Ильич переезжает на Выборгскую сторону, роман с Ольгой еще продолжается, но свадьба все откладывается; Обломова терзают сомнения и тревоги; и в этот момент Агафья Матвеевна спрашивает, не достать ли халат: «материя еще хорошая». Обломов отказывается.
Но когда он приходит с последнего свидания с Ольгой, сознавшись самому себе, что ему недостанет сил всю жизнь идти вперед и вверх, когда он осознает, что с Ольгой уходит его последний шанс изменить свою жизнь, — он возвращается домой, и Захар подает ему халат: «Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат». Эта починка халата ассоциируется с тем, как Агафья Матвеевна и весь ее мир целительно действуют на Обломова, вылечивая после тяжелого потрясения.
Возвращаясь к портрету Обломова, можно заметить, что если его фигура в начале романа показана в статическом состоянии, то внутренний мир в тех же портретных описаниях, напротив, изображен в динамике: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы…» и так далее; «взгляд помрачался»; «душа светилась в глазах»; «на лицо набегала туча заботы, взгляд туманился». Как видно, душа героя отнюдь не неподвижна, а повороты ее богаты и разнообразны; но все движения души как бы размыты, всюду подчеркнуто «отсутствие всякой определенной идеи».
Таким образом, в портрете героя, данном на первой же странице романа, уже заложены все основные черты образа Ильи Ильича, которые позднее получают развитие в романе. Перед нами предстает характер сложный и разнообразный, который и толкуют по-разному. Социальный аспект этого образа — «лишний человек», «обломок дворянства».
Однако он идет вразрез с общечеловеческим, философским пониманием, в свете которого герой — гармоническая личность, наделенная чистой, благородной душой и ясным сознанием добра и зла, личность, не разменивающая себя на мелочи, не растворяющаяся в суете — и в целом очень мудро живущая. Я склоняюсь к мнению, что писатель такой величины, как Гончаров, не ограничивался при создании образа своего героя злободневным, социальным ее аспектом, как долгое время было принято толковать, и что «Обломов», в первую очередь, — роман о великой и жаждущей гармонии человеческой душе.
Мастерство портрета и его роль в создании характера