Материальная культура современного мира в современном искусстве и литературе
Наше время — это эпоха рекламных слоганов и сетевого маркетинга. Человеческие представления о современности сузились до понятий «мода», «престижность», «эксклюзив» и т. п. Человек старается идти в ногу со временем, что означает не пропустить последних новинок телевизионной рекламы, телевыпусков «Магазин на диване» или предложений интернет-магазинов. Что это — непродолжительное умопомешательство, которому не стоит придавать значения, или серьезная проблема, которая приведет к серьезным последствиям?
Попробуем разобраться. Еще в середине 60-х годов XX века на Западе возник термин «поп-арт» — популярное искусство. Лозунгом поп-арта стали слова: потребитель — это деидеологизированная личность общества «массового потребления». Для поп-арта «массовое» означает «народное».
Поп-арт стал художественным удовлетворением «тоски по предметности». Грубый мир материальных вещей поп — арт наделяет статусом художественных произведений. Сторонники поп-арта утверждают, что любой предмет в определенном контексте теряет первоначальное значение и превращается в произведение искусства.
Поэтому главным принципом поп-арта становится эстетизация мира вещей. Художники стремятся добиться броскости, наглядности и доступности понимания. А в качестве художественных экспонатов выступают автомобили после аварии, композиции из старых фотоснимков, обрывки старых газет и театральных афиш, старые ботинки, отработавшие электромоторы и многое другое.
Поп-арт имеет свои разновидности. Одна из них называется оп-арт — художественно организованные оптические эффекты, комбинации линий и пятен. В оп-арте главный упор делается на светоцветовую среду и атмосферу вокруг человека, создаваемую с помощью световых и оптических эффектов с применением линз и зеркал.
Идеальную личность поп-арт видит в человеке-потребителе, который поглощает массовую продукцию и которому эстетизированные натюрморты рекламных композиций разных ходовых товаров заменяют идеологию. Поп-арт подменяет слова товарами, литературу вытесняет вещами, красоту заменяет полезностью, а духовные потребности — жаждой материального, товарного потребления. Нетрудно сделать вывод, что поп-арт ориентирован на массовую нетворческую личность, лишенную самостоятельного мышления и заимствующую свои мысли из рекламных роликов и средств массовой информации.
Такая личность программируется поп-артом на исполнение заданных ролей покупателя и потребителя, которые послушно сносят отчуждающее воздействие современной цивилизации.
Теперь самое время вернуться к нашему первоначальному вопросу. На мой взгляд, нынешняя ситуация — это умопомешательство, вызванное данью западной моде. Человек на то и человек, чтобы утолить жажду вещизма и вернуться к самому себе. Но и полностью пренебрегать проблемой, по-моему, не стоит. Наша история знает много примеров того, как простого человека ставили в зависимость от вещей.
Вспомнить хотя бы моду на советские подарки — красные революционные шаровары, пистолеты, сабли, портсигары, шкатулки, которые впоследствии выросли до государственных квартир, дач и персональных автомобилей. Ценностью подарка определялся общественный статус человека, его значимость. Вспомните, как в повести В. Войновича «Шапка» один из писателей реагирует на то, что только ему досталась шапка из кролика, а всем остальным писателям из дорогого меха.
В фильме знаменитого кинорежиссера М. Антониони «Блоу-ап» есть сцена, где показано восприятие поп-музыки толпой. Молодежная аудитория постепенно приходит в умопомешательство от неистовых ритмов и эмоциональной атаки поп-музыкантов. Она безумствует, глаза молодых людей становятся почти стеклянными, излучая восторг и обожание. Зал сотрясают безумные крики и вопли.
И в этот момент один из музыкантов в порыве страстной игры сломал гитару и бросил в зрительный зал. Слушатели в исступлении рвут сломанный инструмент на мелкие части, и каждый старается получить себе на память сувенир. Одному из них удается завладеть грифом гитары. Он бросается к выходу, за ним устремляется несколько десятков человек.
С риском для жизни герою удается сбежать. Но когда он оказывается на улице, то начинает совершенно равнодушно рассматривать унесенный гриф, после чего бросает на тротуар и уходит. Фетиш валяется под ногами прохожих, и никто не обращает на него никакого внимания.
Знаменитый режиссер раскрыл опасную суть подобного вещизма как средства привыкания формирующейся личности к безумству массового потребительства и массового отчуждения.
Материальная культура современного мира в современном искусстве и литературе