Материалы для сочинения по драме Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль»
«Вильгельм Телль» — последняя завершенная драма Шиллера. В произведении писатель подытоживает свои раздумья вокруг тем народа, родины. Произведение есть своеобразным поэтическим завещанием драматурга. О характере своего произведения в письме от 18 августа 1803 года писатель сообщал: «Вильгельм Телль» меня захватывает ныне… Тема чрезвычайно привлекательная и своими народностями очень подходит для театра». Народным было уже само содержание драмы, в основу которой положена легенда о точном стрельце Телля, широко известная среди европейских народов (Швейцарии, Германии, Франции…). Наиболее распространенными были разнообразные истории, легенды и песни о народном любимце Телля в Швейцарии, где с его именем связывали освобождение страны от австрийского порабощения. Основные вопросы, поставленные в драме, — завоевание свободы для народа, национального единства и независимости — имели первостепенное значение для тогдашней Германии.
Шиллер был против кровавых бунтов, но в своих драмах старался решить проблему закономерности вмешательства в ход истории народных масс. Германия времен Шиллера была измельчена на карликовые государства, страдала от междоусобиц. Вопрос объединения был актуальным. Проблема состояла в выборе форм объединения — или «сверху», или «снизу». Изображенные в драме исторические события средневековья, которые привели к объединению швейцарских кантонов, мало напоминали современную автору политическую ситуацию в стране. Но именно в такой способ на материале отдаленных исторических пор он старался решить важную для в свое время проблему правомерности вмешательства широких народных масс в судьбу страны.
Настоящим героем в драме есть народ: земледельцы, пастухи, рыбака, охотнике, каменщике. Телль — один из рядовых представителей простого люда. В драме его выдвинуто на первый план, но не отделено от народа, не противопоставлено, не сведено на пьедестал, как Жанну в «Орлеанской деве». Здесь Шиллер делает большой шаг вперед в понимании исторической роли народа. В «Вильгельме Телли» раскрылась в полной мере мастерство Шиллера в создании массовых сцен. Одной из центральных и ярчайший есть сцена на Рютли, куда собираются представители трех швейцарских кантонов. Драматург сумел оживить эту сцену, привести в движение большое количество людей. Со всех выделяются народные вожаки Штауффахер, Фюрст, Мельхталь. Этим крестьянам принадлежит инициатива объединения жителей кантонов для борьбы против австрийского нашествия. Одним из первых основателей этого движения стал Штауффахер, мужчина умный и довольно смелый. Но ярчайше обрисован образ Телля. Он — типичный представитель своего народа. В нем, как в зеркале, отразились сильные и слабые черты народного характера, которые можно постичь, исходя из конкретных социальных условий.
Телль — человек большой души, твердый и мужественный. Занятие охотам, постоянный риск и опасность закалили его характер. Он идет на риск, спасая от расправы Баумгартена. Телль долго не раздумывает, когда нужна его помощь («мысль про себя — последняя у храбрых»).
Драматург показал и слабые стороны его характера. Довольно продолжительное покорение деспотической власти даром не прошло и для такого смельчака, как Телль. Он высказывает мысли, которые сначала не выдают в нем мужественного человека. В разговоре со Штауффахером он говорит: «Терпеть, молчать — весь подвиг ныне в этом» или «Пусть дома каждый в тишине живет: кто мирен сам, того оставят в мире».
Шиллер сумел мастерски раскрыть индивидуалистскую отдаленность крестьянской психологии Телля. Его герой привык к самостоятельности, рассчитывает только на собственные силы. Чувство коллективизма не присущее для него. Не случайно Телль отсутствовал на Рютли, где принимались важные решения. Он убежден, что «тот, кто силен, всего сильней один». Сам автор, решая проблему национального освободительного движения, учитывал опыт французской революции. Шиллер понимал, что времена феодализма прошли, и дворянство должно было уступить своими привилегиями. Недаром Руденц в конце драмы дает волю своим крепостным.
В произведении проявилось разногласие взглядов автора на методы проведения революции. С одной стороны, Шиллер принимал антифеодальную направленность французской революции, с другой — отрицательно относился к революционной практике якобинцев. Поэтому автор акцентирует внимание читателя на бескровном освобождении швейцарцев. И даже в сцене на Рютли Шиллер подчеркивает мирный характер намерений швейцарцев, умеренность их требований:
Цель наша — свергнуть ненавистный гнет
И отстоять старинные права,
Завещанные предками. Но мы
Не гонимся разнузданно за новым,
Вы кесарево кесарю отдайте,
И пусть вассал несет свой долг, как прежде.
В этом эпизоде проявляется разногласие поэта в толковании революции, которая может состояться, в крайнем случае, когда «мирные исчерпаны все средства». Тем не менее, пафос освободительного движения звучит в драме так сильно, что преобладает аргументы об условиях «допустимости восстания».
Материалы для сочинения по драме Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль»