Мерчуткина — характеристика персонажа
Произведение: Юбилей
МЕРЧУТКИНА — центральный персонаж «шутки в одном действии» А. П. Чехова «Юбилей» , написанной по мотивам рассказа «Беззащитное существо» , где героиня появляется под фамилией Щукина в лице «просительницы в допотопном салопе, очень похожей сзади на большого навозного жука». Среди литературных предшественниц М. гоголевская «дубинноголовая» Коробочка . Но образ М. — символа тупоумия и сокрушающего напора — восходит еще и к персонажам восточнославянской мифологии: кикиморе или злыдне. Модификация злых духов воплотилась в собственной чеховской «мифологии» в некий устойчивый тип домашней мучительницы — «сварливой жены».
Таковы многочисленные безымянные «дражайшие половины» из ранних рассказов: жена Ребротесо-ва из «Невидимых миру слез», Верочка из «Новогодней пытки», свояченица Дашенька из рассказа «Неосторожность», мать невесты из «Свадьбы», жена Нюхина и т. д. М. — классическая «сварливая жена», необузданная энергия которой оказывает разрушающее воздействие на внешний мир. В этом смысле легко угадывается литературная «внучка» чеховской героини: Чума-Аннушка из «Мастера и Маргариты». М. способна достичь любой, даже самой нелепой цели. В данном случае ей нужна сумма в двадцать четыре рубля тридцать шесть копеек, которую уволенный с прежнего места работы муж брал под поручительство сослуживцев.
Веский аргумент побуждает М. добиваться возмещения высчитанных из жалованья денег. И она получает на шестьдесят четыре копейки больше от обезумевшего управляющего банком Шипучина , готового заплатить больше — только бы освободиться от зловредной старухи. Автохарактеристике героини («Я женщина бедная, только и кормлюсь жильцами…
Я слабая, беззащитная. От всех обиду терплю и ни от кого доброго слова не слышу») комически не соответствует ее активность и непробиваемость, абсолютный «комплекс полноценности» и склонность к своеобразной доверительности . М. замечательно адаптирована в социуме: она точно знает, в частности, кто — «ваше превосходительство», а кто — «скважина». Лежащая на поверхности анекдотичность сре-жиссированной героиней ситуации может быть осмыслена и как своеобразное предчувствие автором атмосферы абсурдистского балагана в театре XX века.
Идиотизм М. абсолютен и по-своему гениален: она оказывается не только органическим тактиком, но и стратегом. Получив двадцать пять рублей и доведя до полупомешательства обитателей банка, она не унимается: «Ваше превосходительство, нельзя ли моему мужу снова на место поступить?» Знаменитая создательница образа М. на сцене и на экране — актриса МХАТа А. П. Зуева .
МЕРЧУТКИНА — центральный персонаж «шутки в одном действии» А. П. Чехова «Юбилей» , написанной по мотивам рассказа «Беззащитное существо» , где героиня появляется под фамилией Щукина в лице «просительницы в допотопном салопе, очень похожей сзади на большого навозного жука». Среди литературных предшественниц М. гоголевская «дубинноголовая» Коробочка . Но образ М. — символа тупоумия и сокрушающего напора — восходит еще и к персонажам восточнославянской мифологии: кикиморе или злыдне.
Модификация злых духов воплотилась в собственной чеховской «мифологии» в некий устойчивый тип домашней мучительницы — «сварливой жены». Таковы многочисленные безымянные «дражайшие половины» из ранних рассказов: жена Ребротесо-ва из «Невидимых миру слез», Верочка из «Новогодней пытки», свояченица Дашенька из рассказа «Неосторожность», мать невесты из «Свадьбы», жена Нюхина и т. д. М. — классическая «сварливая жена», необузданная энергия которой оказывает разрушающее воздействие на внешний мир. В этом смысле легко угадывается литературная «внучка» чеховской героини: Чума-Аннушка из «Мастера и Маргариты». М. способна достичь любой, даже самой нелепой цели.
В данном случае ей нужна сумма в двадцать четыре рубля тридцать шесть копеек, которую уволенный с прежнего места работы муж брал под поручительство сослуживцев. Веский аргумент побуждает М. добиваться возмещения высчитанных из жалованья денег. И она получает на шестьдесят четыре копейки больше от обезумевшего управляющего банком Шипучина , готового заплатить больше — только бы освободиться от зловредной старухи.
Автохарактеристике героини комически не соответствует ее активность и непробиваемость, абсолютный «комплекс полноценности» и склонность к своеобразной доверительности .
М. замечательно адаптирована в социуме: она точно знает, в частности, кто — «ваше превосходительство», а кто — «скважина». Лежащая на поверхности анекдотичность сре-жиссированной героиней ситуации может быть осмыслена и как своеобразное предчувствие автором атмосферы абсурдистского балагана в театре XX века. Идиотизм М. абсолютен и по-своему гениален: она оказывается не только органическим тактиком, но и стратегом.
Получив двадцать пять рублей и доведя до полупомешательства обитателей банка, она не унимается: «Ваше превосходительство, нельзя ли моему мужу снова на место поступить?» Знаменитая создательница образа М. на сцене и на экране — актриса МХАТа А. П. Зуева .
Мерчуткина — характеристика персонажа