• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Скачать сочинения > Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

 

Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Счастлив писатель, который мимо

Характеров скучных, противных,

Поражающих печальною своею

Действительностью, приближается к

Характерам, являющим высокое

Достоинство человека.

Н. Гоголь. Мертвые души

Когда впервые была издана бессмертная поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», она произвела на читателей ошеломляющее впечатление. В ожесточенных спорах, разгоревшихся вокруг книги, Белинский увидел битву «двух эпох», «столкновение старых начал с новыми». Герцен писал, что «само заглавие книги несло в себе что — то наводящее ужас».

Название поэмы оказалось обобщающей и предельно точной характеристикой, своеобразным символом крепостнического строя, поскольку мир хозяев жизни — чиновников и помещиков — выступил в «Мертвых душах» как царство духовного сна, застоя, грязи, корысти, обмана, взяточничества. Здесь опошляется и принижается все великое и возвышенное, гибнет честное, мыслящее, благородное.

Говоря о «мертвых душах», Гоголь рассказывает нам не только о горькой судьбе крестьян, которые и после своей смерти остались товаром, но прежде всего именно о живущих Плюшкиных, Собакевичах, Маниловых, Коробочках, Чичиковых, городских чиновниках, в которых крепостничество убило человеческую душу, превратив их в живых «мертвецов», причем все они — не злодеи-исключения, а типичные, обычные для своей среды люди.

Ни Чичикова, покупающего ревизские души умерших крестьян, ни помещиков, их ему продающих, не интересуют ни жизнь, ни судьба живых людей, поскольку в крепостном они видят не человека, а раба, вещь. Даже Собакевич, так вдохновенно поведавший нам о замечательных качествах и заслугах умерших мастеровых, не чувствует своей ответственности за их жизнь и смерть, а просто пытается набить цену, расписать «товар» поярче, покрасивее.

Манилов не только не заботится о своих крепостных, но и не знает, сколько их умерло, как они живут, чем занимаются. Думы о «магнетизме души» его занимают гораздо больше. Для Плюшкина все крестьяне — это воры и мошенники, за которыми нужен обязательный контроль и надзор, и он создает для своих дворовых совершенно невыносимые условия.

Понятно, что они у него либо мрут, как мухи, либо бегут куда глаза глядят.

Чиновники города NN, как и помещики, — духовно опустившиеся, бездушные, ленивые, пустые люди, которые чрезвычайно похожи друг на друга. В городе процветает произвол власть имущих, чиновники без зазрения совести берут взятки. Прокурор — бездельник, пьяница, обжора, картежник. Полицеймейстер — ловкий грабитель, наведывающийся в чужие кладовые, как в собственный карман.

Иван Антонович — «кувшинное рыло» — наглый вымогатель и взяточник. И эти чиновники видели в крестьянах не живых людей с живыми душами, а тягловую силу, рабочий скот.

Совсем по-другому относится к народу автор — «живая душа». Не закрывая глаз на недостатки, а иногда и пороки крестьян, автор искренне сочувствует их нелегкой судьбе, его беспокоят проблемы народа, интересует его жизнь. Не оставаясь равнодушным созерцателем безысходного состояния крепостных, автор видит за судьбами отдельных крестьян, за образами столяров, мастеров, сапожников истинные возможности России. Именно перед его глазами раскрывается правда о том, какими на самом деле были крепостные Собакевича, превратившиеся в товар после смерти: «Максим Телятников, сапожник, что шилом кольнет, то и сапоги»; Милушкин, кирпичник: мог поставить печь в каком угодно доме; каретник Михеев делал рессорные экипажи исключительной прочности — ему бы только на одного государя и работать.

Такова на самом деле была народная Русь — страна великих тружеников, талантливых и смекалистых мастеров-умельцев, которые являлись живым свидетельством одаренности не раздавленного многовековым гнетом народа.

Таким образом, мы видим, что через всю поэму проходит, с одной стороны, Русь собакевичей, Плюшкиных, ноздревых, чичиковых — Русь, ежеминутно стоящая перед глазами автора и его современников, хотя и сильная, но мертвая; с другой же стороны, — могучая и прекрасная Россия будущего, Россия живая, стремительно несущаяся, по словам Гоголя, в «сверкающую, чудную, незнакомую земле даль».



Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Другие сочинения по теме:

  1. Души «мертвые» и «живые» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» — произведение загадочное и удивительное. Над созданием поэмы писатель работал на протяжении многих лет. Он посвятил ей...
  2. Живые и мертвые души в творчестве Н. Гоголя При издании «Мертвых душ» Н. В. Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь...
  3. «Мертвые души» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» В своей поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь стремился, прежде всего, показать Русь «с одного боку» — сатирически изобразить отрицательные...
  4. Образы чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» В «Мертвых душах» тема крепостничества сплетается с темой бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония. Блюстители порядка в поэме во многом родственны...
  5. Мертвые души в поэме М. В. Гоголя Каждый художник стремится создать такую жемчужину, которая бы нашла достойное место в его творчестве. Венцом творчества Николая Васильевича Гоголя считается...
  6. «ВСЯ РУСЬ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Сюжет поэмы «Мертвые души» был, как известно, подсказан Гоголю Пушкиным. Он привлек писатели возможностью изъездить вместе со своим героем всю...
  7. Манилов и Собакевич в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные...
  8. ОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее...
  9. Помещики и народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Как известно, что поместье Манилова — парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканную утонченность и образованность очень скоро уступают место...
  10. «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Мертвые души Гоголь Н. В «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя:...
  11. Описание проблем в жизни помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» предопределил композицию поэмы. Она построена как история...
  12. Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Современник А. С. Пушкина, Н. В. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачного...
  13. Образ и Характеристика Манилова в поэме Мертвые души Гоголя Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин. Манилов — человек знатный. Сначала вроде думаешь, что он милый...
  14. Помещики в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» охватывает разнообразные сферы русской действительности 30-40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад...
  15. ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Работу над поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя «…...
  16. Тема живых и мертвых душ в поэме Гоголя «Мертвые души» Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,...
  17. Описание дворянства и помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» После «Ревизора» Гоголь обратился к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кулисами вдали от дорог и...
  18. Образ и характеристика Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя Михайло Семенович Собакевич — один из помещиков поэмы Гоголя «Мертвые души», к которому направился главный герой. После посещения Ноздрева Чичиков...
  19. Чичиков в поэме Н. Гоголя «Мертвые души Основная тема «Мертвых душ» Гоголя — тема о путях исторического развития России. Гоголь зорким взглядом художника подметил, что в русском...
  20. Сочинение Образ Чичикова в поэме Мертвые души Гоголя Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер...
« Массив в программирование
Лев Николаевич Толстой — великий моралист и учитель русского общества »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения