Место и роль устного народного творчества в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества.
Фольклор в поэме — это былины, пословицы, сказки и сказочные персонажи, песни, басни. В «Прологе» Некрасов использовал фольклорные мотивы и образы: пеночка, скатерть-самобранка, корявая Дурандиха, леший, корова с колокольчиком — персонажи сказок; зайка серенький, лисица хитрая, ворон — герои басен; а черт — это одновременно и сказочный, и инфернальный персонаж. Сами мужики-богатыри являются героями былин и сказок.
Также в «Прологе» присутствуют магические, сакральные числа — семь, три, четырнадцать: семеро мужиков, семь филинов, четырнадцать свечей. Четырнадцать свечей!.. …У самого костра, Сидит и черту молится. Свеча — это христианский, священный мотив, а костер — языческий мотив. Эти два мотива тесно связаны с народом, с народной жизнью и творчеством.
Крестьяне — по вере христиане , но в их праздниках присутствуют языческие мотивы. Семеро мужиков — традиционные герои русских сказок — отправляются в путь-дорожку на поиски счастливого человека. Каждая реплика встреченных ими людей говорит об определенном характере, каждый герой говорит народным языком, у каждого яркая и индивидуальная речь. Образы крестьян передают многообразие ситуаций, судеб.
В конце главы «Пьяная ночь» упоминаются популярные в народе лубочные издания -«Шут Балакирев» и «Английский милорд». Постепенно, с развитием сюжета поэмы, перед нами возникают картины народной жизни. Часто в повествование вводятся различные вставные элементы в виде песен и легенд, рассказываемых и исполняемых самими действующими лицами.
Так, начиная с третьей части поэмы, «Крестьянка», Некрасов вводит различные песни, причем некоторые из них были взяты из народной жизни, а некоторые принадлежат перу самого автора. Основными фольклорными источниками для Некрасова явились народные песни, собранные Рыбниковым, Шейном, а также причитания Ирины Федосовой и записи Барсова. Песня является неотъемлемой частью поэмы, а также устного народного творчества. Она сопровождает крестьянина всю его жизнь: с самого рождения младенца мать поет ему колыбельные песни. Песня помогает в работе, утешает в несчастье, сопровождает все праздники и гулянья, провожает в последний путь.
В ней выражает человек свои чувства, мысли. В одной из глав поэмы упоминается песня бурлаков. Здесь она названа стоном, выражающим народную скорбь. 3 повествование Матрены Тимофеевны Корчагиной органично вплетается множество песен.
Они показывают, что судьба героини типична. Бесспорно, это яркая личность, недаром ее прозвали «счастливицей». Но доля крестьянки везде и всегда одинакова, поэтому-то у Матрены Тимофеевны на каждый случай в ее жизни находится песня. Есть в этой части и отдельная глава «Песни», которая отведена автором под рассказ о жизни героини после замужества.
Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками, и это говорит о том, что везде поются одни и те же песни, везде жизнь народа одинакова. В «Пире на весь мир» мужики справляют «поминки» по «крепям». Здесь звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном.
Так, в главе «Горькое время — горькие песни» мы видим песни народа о своей жизни. Название первой песни «Веселая» звучит явно иронически. Здесь же в конце каждого куплета рефреном звучат слова: Славно жить народу На Руси святой! Если в начале поэмы песни поясняют рассказы, которые слушают странники, то к концу поэмы их роль возрастает и они начинают нести основную смысловую нагрузку.
Помимо песен крестьяне рассказывают несколько легенд, в которых вводится противоречивый образ народа. В легенде «Про холопа примерного — Якова верного» речь идет о «людях холопского звания», потерявших человеческое достоинство в условиях крепостного права. А в легенде «О двух великих грешниках» проводится иная идея — идея возмездия помещикам за их злодеяния.
В разноречивый хор народных голосов органично вливаются песни Гриши Добросклонова, разночинца-революционера, знающего о том, что счастье может быть достигнуто в результате борьбы за общие интересы. Мужики прислушиваются к Грише, иногда согласно кивают головами, но последнюю песню «Русь» он еще не успел пропеть вахлакам, потому и финал поэмы открыт в будущее. Песня Гриши проникнута оптимизмом, верой в силу народа: Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!
В этой песне как бы звучит ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастье народное придет в результате решительной и упорной борьбы. Но странники не услышали песню «Русь» и не поняли, в чем заключается «воплощение счастья народного». Поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» называли энциклопедией русской народной жизни.
Песни и легенды раскрывают народное мировосприятие, помогают автору показать типичность судеб русских крестьян.
Место и роль устного народного творчества в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»