«Метаморфозы» гениального поэта Публия Овидия Назона
«Рукописи не горят» — сказал выдающийся русский писатель, и его слова находят себе подтверждение в любую пору истории человечества. Таким ярким примером является несравненная поэма «Метаморфозы» одного из известнейших людей Древнего Рима, гениального поэта Публия Овидия Назона. Его судьба сложилась таким образом, что, попав в императорскую немилость, Овидий был сослан Августом в греческую колонию возле устья Дуная, т. е. в сравнении с Римом в форменное захолустье. Перед отъездом изгнанник, будучи в отчаянии и гневе, решает расстаться с наиболее дорогим своему сердцу произведением — поэмой «Метаморфозы», которую считал ручательством своего бессмертия в истории. Художник сжигает ее, но, как было выше указано, рукописи не горят: друзья Овидия сохранили копии. Так, на крыльях настоящей дружбы (то явление, что присуще «золотому веку») долетели до наших дней строки «Метаморфоз».
Это удивительное эпическое произведение содержит свыше двухсот сказаний, в которых переплелись мифы и реальность, современная автору.
В иноязычной форме, с помощью аллюзий и аллегорий поэт иллюстрирует изменчивость нашего мира, его создание, путь от хаоса до благоустроенного космоса, показывает «сердцебиение природы» и все это под его пером имеет динамичность и движение, является не описанием статических явлений, но процессом, перевоплощением, т. е. — метаморфозой.
Известнейшей стала та часть поэмы, в которой художник классифицирует поколения людей. Каждое из них сравнивается с определенным металлом. Вообще, этот материал является одним из ключевых в устройстве нашей планеты, а избранная четверка — золото, серебро, медь, железо — с блеском показывает переход человечества с одного возраста к другому.
Четверо суток развития человечества. Первый возраст был назван «золотым», и этот эпитет избран не в буквальном смысле, как, например, медь и железо (медной и железной эпохами названы те, в которые именно из этих металлов были отлиты орудия, которые и вызвали несчастья и войны), но в символическом, так как золото считалось божественным материалом, который не имеет ни одного недостатка. Первая пора проходила под знаком вечной весны, честности и правды. Никто не знал ни притеснений, ни страха, не было нужд ни в судьях, ни в наказаниях, так как не было преступников, войн, рабства.
Вечной была весна. Под веянием теплых Зефиров сладко, будто во сне качались цветы. Так вот и поле, даже не знало плуга, но не лежало целиной. Гнал свою волну трудную — золотистым гордился колосьями. Реки плыли молоком, волновались реки нектаром. Медом желтоватым зеленые дубы неустанно точились.
Те времена были золотыми не потому, что золото доставалось тогда даром, а потому, что люди не знали слов «твое» и «мое», все было общим, и именно поэтому не знали люди, что является несправедливостью. На смену золотому возрасту пришла серебряная пора, так же, как на смену Сатурну пришел Юпитер. Весна стала ограниченной во времени и составляла уже лишь четверть года. Ее стали сменять в беспрерывном движении лето, осень, зима. Два последних сезона, наиболее суровые и грозные, заставили людей искать крышу, которая бы защитила их. Прекрасная земля перестала так щедро родить, и народы придумали полевод и ярмо для скота, который помогли бы им при посевах. В серебряную пору появилась собственность, и так возникло размежевание, а с ним и зависть к чужому имуществу, и гордость; первое рабство (хотя и скота), использование в своих целях живого существа — все это стало тем зерном, которым была засеяна душа человеческая, и которое проросло следующей порой — порой «меди», не такой преступной, как железная, но все равно — когда есть оружие, то есть и желание использовать его. Первые стычки, гнев человеческий, жестокость, насилие — те ростки, которые пустили корни, но цветы их, злые и страшные, «расцвели» в пору железного века… нашего с вами. Брат поднимает руку на брата, возникли родственные распри, оружие, которое обагряется кровью, войны, поиски золота, ревность, копание вглубь недр земных, подлость, хитрость, вероломство, отрицание веры в богов — вот те черты, что присущи твердому железному отродью; то, из-за чего боги покинули землю, с которыми поднялась на небо и Астрея — богиня справедливости, сестра стыдливости…
Страшная картина четырех веков, нарисованная Овидием почти в начале своей поэмы, вселяет всеохватывающие страх и печаль за все человеческое прошлое, и боль за те метаморфозы, которые постигли род человеческий. Чем именно хотел наделить указанные строки произведения Овидий — на этот вопрос не в состоянии ответить ни один из нас, но от нас зависит, как именно их воспринять. Кризис человечества — еще не его конец; и в «железном веке» есть много того, ради чего следует жить, за что следует бороться и пойти на смерть. Еще есть честь, есть верность, «железный век» знает не по наслышке, что такое любовь, надежда, что такое вера. Только мойрам известно, как именно будет развиваться жизнь на земле. Лично мне кажется, что после каждого спада идет равнина, а потом подъем. Возможно, уже наши дети будут теми людьми, сила и свет душ которых дадут энергию на восхождение вверх.
Ну и напоследок следует выделить отдельно настоящую дружбу: железное отродье знает и ее. Если бы не друзья Овидия (стараниями которых мы подтвердили то, что рукописи сжечь нельзя), то едва ли бы мы смогли насладиться строками «Метаморфоз», последние из которых: «буду у людей на устах и, если все-таки можно положиться, на прозорливость певца, возвеличенный, буду жить вечно.
Итак, пока в мире еще есть дружба, любовь, силы, верность, величие и красота, то у человечества еще есть шанс на метаморфозы, после которой настанет пора… а почему бы не платины?
«Метаморфозы» гениального поэта Публия Овидия Назона