Методика характеристики людей
Высшею формою описания, часто сочетаемой с рассуждением, являются так называемые «характеристики». Термин Характеристика имеет своим назначением выразить ту мысль, что в таких описаниях отмечено, изображено, показано Самое важное в изображаемом, то, что принадлежит ему по преимуществу, «выцарапано, награвировано» на нем и указывает на его отличительные приметы… С этой точки зрения в характеристике предмета очерчивается его индивидуальное, его оригинальное, отличающее его от других сходных предметов, и потому термин должен относиться ко всякому описанию, преследующему те же цели.
Работа по составлению характеристики, таким образом, должна быть основана на умении Наблюдать или Воображать именно это особенное, оригинальное, — относится ли это к наружности предмета и, в особенности, человека или к его личности, то есть особому психическому строю. И если мы и наши ученики умеем плохо видеть, то еще хуже мы умеем воображать себе литературных героев по тем словесным намекам, которые дают нам писатели. Борьба с этим крайне печальным явлением тесно связана с работою по сочинению характеристик.
Насколько необходимо приучить учащихся Живо и Верно воображать наружность литературных героев, видно из того, что очень часто лица, даже заканчивающие свое высшее образование по Группе русской литературы, создают себе ложное представление о наружности таких известнейших героев, как, например, Печорин. Многим он рисуется высоким , брюнетом ; узнав, что он блондин, решают, что и усы, и брови у него светлые ; нос прямой ; глаза голубые и так далее.
Словом, на место подлинного Печорина с его необыкновенно оригинальною наружностью подставляется ложно-романтичный образ высокого стройного брюнета с носом прямым, даже с небольшою горбинкою и пр. и пр.
Эти ходячие, шаблонные портреты героев чрезвычайно распространены у читателей и даже у писателей средней руки. Еще лет сто тому назад остроумный французский писатель Альфонс Карр высмеивал такие портреты-клише у некоторых французских романистов: «…У нее лоб был точно из слоновой кости, глаза — сапфировые, губки коралловые, жемчужные зубы, лебединая шея» и так далее. «Что может быть противнее такого портрета!» — восклицает он. Немногим выше литературный портрет героини, написанный Жюлем Сандо, приятелем Жорж Санд: «Она была очень хороша собою, блондинка, с белою кожею, и тем не менее внушала к себе скорее уважение, чем любовь.
Ее на редкость великолепные волосы венчали собою прямой и твердый лоб. У нее был орлиный гордый нос, повелительный высокомерный взгляд, слегка презрительная улыбка… Ее талия не была лишена элегантности, но не имела в себе ничего воздушного…» и так далее, и так далее.
Средствами борьбы против подобных «портретов», живут ли они лишь в сознании читателя или ложатся на бумагу под пером писателя, являются два главных приема: 1) самостоятельное списывание учащимися наружности живых людей; 2) тщательное творческое изучение учащимися литературных портретов у действительно выдающихся писателей, писавших с натуры или заботившихся о придании своим портретам воображаемых героев Оригинальных Черт . Первая работа требует наблюдательности, вторая — развитого воображения.
То и другое может быть развиваемо планомерными занятиями под руководством мастеров слога так же, как и умение писать рассказы и составлять описания предметов и явлений.
При составлении описания наружности человека автору необходимо прежде всего собрать в памяти, а еще лучше — на бумаге, все Характерные черты описываемого, стараясь при этом выявить его Образ В своей фантазии. Надо представить его себе в разных жизненных положениях, в разные моменты дня, в разных местах и так далее. Если мы его не видели в том или другом положении, стараться тем не менее представить его себе и в таких положениях. При этом мы должны избрать такие моменты или положения, в которые образ данного лица предстанет пред читателями особенно выпуклым, ярким, с чертами, Типичными для него самого, а не для окружающих его людей и людей вообще.
Если мы намерены дать короткое описание, то очевидно, что такой момент тем более должен быть Самым характерным Для объекта.
Этот выбор самого характерного, конечно, относится не только к описанию наружности человека, но и всяких других предметов и явлений. Принципиально неправильно постоянное употребление в школах и в житейском обиходе термина Тип По отношению к Индивидуальным образам Людей. «Тип» — продукт абстракции; это не образ, а общее Представление, суммированное из сходных деталей разных образов. Мы, конечно, можем говорить о типичности людей, о Типических образах, а тем более о Типических чертах Личности героев, но при этом мы не забываем, что даже у самого типичного из них комбинация Общих Черт Своеобразна, не говоря уже о наличности у них хотя бы иногда и слабо выраженных личных особенностей.
Все это относится не только к наружности, но и к общему психофизическому облику человека.
Если, таким образом, мы выдвигаем как цель для описания и наружности человека, и его остальных свойств передачу его особенностей, а не составление Инвентаря Всех его признаков, как выражается один американский методист, то задачею учащего является привитие этого сознания своим ученикам в разных упражнениях — при чтении жанровых картин, изучении портретов и, наконец, при изучении литературных произведений и живых людей.
К работам «инвентарного» характера мы прибегаем в классе очень редко. Вряд ли можно в школе добиваться полных психологических характеристик научного типа; подобные работы можно было бы осуществлять только с любителями из старших классов, и то распределив между ними отдельные задачи. В виде же общеклассной работы можно было бы поставить только подробную Анкету, обследование какого-нибудь литературного образа
Методика характеристики людей