Мифологический подтекст романа Е. Замятина «Мы»
Цели урока Рассмотреть мифологический подтекст романа Е. Замятина «Мы» для более полного и глубокого освещения таких проблем, как борьба добра и зла, свободы и несвободы; проследить становление, рождение в муках души человека . Совершенствовать умение анализировать художественное произведение, учить видеть многоплановость, многомерность художественного мира; развивать ассоциативное мышление учащихся.
Оформление, наглядность Стенд по творчеству Е. Замятина . Репродукции с картин Малевича «Красный квадрат», «Черный квадрат». Музыкальные фрагменты из симфонии А. Скрябина и музыки в стиле техно.
По ходу урока создается блок-схема к произведению Е. Замятина «Мы». На доске справа и слева от темы цитаты из романа:
«И я — мы, четверо, — одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке» .
«…Я чувствовал себя над всеми, я — был я, отдельное, мир, я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей» .
Ход урока
Литературная разминка
1. С каким праздником древних ассоциировался у нумеров Единого Государства День Единогласия?
2. Какой сюжет из Ветхого Завета по-своему, строго логически, изложил поэт Р-13? Д-503?
3. Бюст какого древнего поэта обнаружил Д-503 в квартире Древнего Дома?
4. С какой стихией природы ассоциируется у Д-503 старуха из Древнего Дома?
5. Какой миф лег в основу поэмы одного из государственных поэтов ?
6. Кто такой МЕФИ? Какой миф ассоциируется с ним?
7. Какую почетную обязанность выполнял Благодетель в день Праздника Правосудия? Какая ассоциация возникает при описании этого «праздника»?
8. По словам Благодетеля, непременный признак истинной алгебраической любви к человечеству…
9. Что сближало нумер Д-503 и диких людей, живущих за Зеленой Стеной?
10. Что в лице I-330 вызывало сначала раздражение, а потом тревогу у Д-503?
Подступ к теме
Учитель. Как вы видите, обращение к мифологическому подтексту не случайно. Миф буквально рвется сквозь цифры со страниц замятинского романа. Но давайте выясним:
— Что такое миф?
— О чем повествуют Мифы? Какие моменты человеческой жизни отражают?
— Какие проблемы рассматриваются мифологической культурой?
— Какие религиозные сюжеты часто обыгрываются в литературе?
Необходимо подвести ребят к правильному пониманию мифа. Это не сказка, не легенда. Это способ человеческого бытия, особая форма сознания, мировосприятия, которое, во-первых, одухотворяет окружающий мир, во-вторых, не делает различия между материальным и идеальным, человеком и Вселенной, в-третьих, напрямую связывает образ и его значение.
Для мифологической культуры традиционным являются конфликты между добром и злом, Богом и дьяволом, противопоставление священного и мирского.
В литературе часто обыгрываются такие мифологические и религиозные сюжеты, как мифы об Икаре, Прометее; искушение Адама и Евы в Райском саду, распятие и воскресение Христа, падение ангела и другие.
Учитель. Итак, попробуем рассмотреть Роман «Мы» как один священный миф. Это возможно, так как в романе представлена история рождения человеческой души, история перерождения нумера в личность.
А ведь поиск самого себя — один из классических сюжетов мировой литературы.
Исследовательская работа по теме
Пока звучит музыкальный отрывок в стиле техно, учитель обращается к цитатам из романа «Мы». Между словами, произнесенными Д-503, огромная разница. Кажется, что они произнесены разными людьми. Так оно и есть: первая фраза принадлежит нумеру, вторая — личности, человеку.
Но, согласитесь, само по себе такое перерождение не могло произойти случайно. Требуется толчок, что-то ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ, что нарушило бы равновесие, состояние «психологической энтропии» Д-503. И явно: этот толчок должен быть не из мира нумеров, а из другого, задавленного, древнего.
Звучит отрывок из симфонии № 3, до минор, соч. 43, «Божественной поэмы» А. Скрябина . Автор музыки указан в тексте романа «Мы» , выбор же симфонического отрывка обусловлен мыслью самого композитора. Скрябин считал, что его «Божественная поэма» — это своеобразная «биография духа»; в третьей же части передан высший расцвет свободной творческой души.
Е. Замятин не мог не знать об этом.
— С какого момента вторгается в жизнь Д-503 неизвестное?
— Как в романе обыгрывается мотив искушения? Покажите развитие этого мотива на звуковом, цветовом, образном уровнях.
Искушение начинается с музыки. Это сильнейший способ пробуждения души. Ребята зачитывают отрывок записи 4 от слов «Она была в фантастическом костюме древней эпохи…» до слов «Сидевший рядом со мной покосился влево…».
I-330 выступает в роли змея-искусителя, с ней и ее игрой пробуждается нечто «дикое, несущееся» в Д-503.
Зачитываются отрывки из записей 6 от слов «Я вышел, сел» до «Послушайте, вы, ясно, хотите оригинальничать…»; 10 от «Я обернулся» до «Мембрана все еще дрожала» и от «Какой наглый, издевающийся тон» до «Дальнейшее я могу описать только приблизительно…».
Искушение в Древнем Доме, I-330 в желтом платье предлагает герою ядовито-зеленый ликер, целует в губы как змея. Параллель с искушением Змием в Райском саду Евы и Адама яблоком.
Учитель. «Я отстегнулся от земли и самостоятельной планетой, неистово вращаясь, понесся вниз, вниз — по какой-то невычисленной орбите…» . Искушение I-330 выбивает почву из-под ног Д-503, нарушает его полное равновесие, состояние «психологической энтропии». Попробуем зафиксировать эту «невычисленную орбиту».
Несется ли герой вниз или взлетает?
Учитель на доске, ребята в тетрадях делают первые записи блок-схемы. В процессе работы они доказывают, что его орбита — это постоянные взлеты и падения.
Схема строится по зеркальному принципу. На это указывает запись 16, в которой доктор-лезвие объясняет рождение души: «Плоскость стала объемом, телом, миром, и это внутри зеркала — внутри вас — солнце, и вихрь от винта аэро, и ваши дрожащие губы, и еще чьи-то». Любое событие воспринимается теперь двояко, в двух плоскостях: рационально, математически и всем существом, нарождающейся душой.
Чтобы воскрес человек, родилась душа, должен умереть нумер.
— Как в романе обыгрывается рождение души?
— Где оно происходит? Какую роль играет Древний Дом и старуха в романе?
— Почему рождение души происходит в Древнем Доме?
— Какие грани человеческой души открывает Древний Дом и старуха в Д-503?
Запись 17: смерть и рождение происходят в Древнем Доме, когда Д-503 прячется в шкаф-лифт. Ассоциация: герой хоронит себя прежнего; шкаф — гроб. «Я быстро открываю дверь в шкаф — я внутри, в темноте — захлопываю ее плотно. Один шаг — под ногами качнулось.
Я медленно, мягко поплыл куда-то вниз, в глазах потемнело, я умер».
Древний Дом — древний мир. По мере знакомства с этим древним миром в герое растет желание ощутить родство, почувствовать себя не только человеком, но и сыном. Особенно ярко этот мотив Сын — мать раскрывается после посещения героем Благодетеля, когда он оказался распят словом, мыслью, почувствовал свое одиночество — и возопил о матери в образе Старухи.
— Покажите, как меняется мироощущение, мировосприятие Д-503 с приходом в его жизнь I-330. Как это отражается на звуковом, цветовом, образном уровнях?
С появлением I-330 в жизнь Д-530 вступает любовь, чувство прекрасное и страшное одновременно, так как оно не подвержено вычислениям. Для героя это Хаос. Теперь вместо голубого неба и такого же солнца — буйство красок, вместо марша Единого Государства — «ветер хлопает о стекло огромными крыльями» , вместо «ясно» — вопросы, вместо блаженного покоя — тревоги и сны.
Мотивы взлета и падения, полета: крылья, птицы.
— Какую роль играют сны в романе? Какие глубины души открывают они в Д-503?
Подготовленные ученики комментируют сны в романе . В мифологическом сознании сны играют большую роль. Они связующее звено между внешним и внутренним миром, перекрестки разных измерений, проводники тайн подсознания.
Они делают явным скрытое, подавленное, они предсказывают…
Учитель. Итак, Д-503 вступил в совершенно новый для него мир. Но чтобы быть принятым им, герой должен пройти ряд испытаний.
Это классическая схема любого мифа.
— Какие потрясения, испытания можно проследить в жизни Д-503?
— настоящее спасение I-330 на дне Единогласия ; встреча с «братьями» за Зеленой Стеной; полет на Интеграле…
Работа с блок-схемой .
— Как на мифологическом уровне можно рассматривать запись 27 ? Расшифруйте ее. Какие ассоциации возникают при ее прочтении?
«В руках у ней — чаша, по-видимому, из дерева. Она отпивает красными губами — и подает мне, и я жадно, закрывши глаза, пью, чтоб залить огонь — пью сладкие, колючие, холодные искры». Это своего рода причащение, очищение от грехов, приобщение к «новому» древнему миру.
— Д-503 был одним из «мы», стал одним из «братьев». Есть ли разница между такими единствами?
— Одна из важнейших сцен — встреча Д-503 с Благодетелем. Сцена отрезвления. Отступившее было Единое Государство снова вторгается в личную жизнь Д-503.
— Какие проблемы приходится решать герою? Почему Д-503 одновременно воспринимается как Иисус Христос и как палач Христа? Почему мифологический подтекст в этой сцене звучит особенно ярко?
— Как можно рассмотреть концовку романа? На сюжетном уровне получается, что Д-503 вернулся в состояние нумера. К чему тогда история рождения души?
Имела ли она смысл?
(Исходя из движения души героя Д-503, а также всего Единого Государства вполне логичным является концовка романа — Апокалипсис. Это и наказание за грехи, и последнее испытание для героя.
Операция по удалению фантазии возвращает Д-503 в состояние нумера. Однако это не ставит точку в истории души героя. На сюжетном уровне история Д-503 завершена.
На мифологическом она размыкается. Последний вопрос героя: а что дальше? Операция была произведена насильно.
Сам же герой не возвратился к мышлению нумера. Состояние энтропии преодолено. Даже то, что энергия души будет воспринята и задействована для дальнейшего движения , делает историю Д-503 не бессмысленной.)
Подведение итогов
— Какое отношение имеют репродукции картин Малевича к сегодняшнему уроку?
Учитель. Возможно ли было многообразие мнений в Едином Государстве? Нет.
Жизнь была упрощена, одноцветна, одномерна. Была бездушна. Вы сейчас высказали разные точки зрения, и со всеми можно согласиться. Это один из принципов мифологического сознания — неоднозначность оценок. В этом многообразии и заключается жизнь.
Только в единстве разностей может родиться энергия, способная противостоять энтропии. Энтропии души, мысли, поступка. Да, конечно, Замятин предупреждает о том, к чему может привести увлечение технизацией, но главное — он говорит о необходимости взращивать душу, бороться с застоем и покоем, постоянно задавать вопрос: а что дальше?
Домашнее задание. Подготовиться к сочинению на тему «Я и роман Е. Замятина «Мы»». Составить план, тезисы к каждому пункту плана.
Мифологический подтекст романа Е. Замятина «Мы»