Мифы и легенды. Первоначальные представления о вселенной и человеке
Цель: Дать ученикам начальное занятие о мифе и мифологии; рассказать о том, как и когда возникли мифы, о мировом значении мифологии и ее влияние на развитие искусства; развивать ассоциативное мышление учеников, творческое воображение, умение давать краткие логические ответы на вопрос; воспитывать интерес и почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков.
Оборудование: Книжная выставка разных изданий мифов Древней Греции, иллюстрации к мифам, репродукции картин на мифические сюжеты, мифологический словник.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
…Знать дохристианские верования непременно нужно, так как без них нет возможности понять… историю культуры и историю литературы, основанных на духу народа. Митрополит Иларион.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы, цели урока
Запишите в тетради тему… Целью нашего урока есть…
III. Изучение нового материала
1. Слово учителя.
Миф происходит от греческого «митос», что означает «слово» Это давние за происхождением сказания о Богах, разных фантастических историях о сказочных героях, полубогах, уродах, «чудесах». Мифологическое мышление — это способ восприятия Вселенной мысленным взором и чувством, т. е. научно и образно вместе с тем.
2. Беседа на проверку внимательности учеников
Какие причины возникновения мифов? Можно ли их назвать явлениями искусства слова? Вспомните, мифы каких народов вам известные? На доске записанные пословицы и выражения: «Человек — это смертный Бог» «Погасла жизнь». «На роде написано».
3. Слово учителя.
Древнерусские мифы очень похожие на библейские истории о создании человека из глины, из земли, из праха: «И создал Господь человека из праха земного». За одним из вариантов легенды, Бог старался изваять человека из теста. Отсюда и пословица: «Увидим, из которого ты теста!»
Так человек и появилась на мир. А чтобы он ожившая, вдохнул у него Господь душу.
У давних славян часто душа воображалась как огонь (искра, которую зажгло Солнце). Жизнь человека возможная была до тех пор, пока горело это внутреннее пламя. Не зря у нас до этого времени сохранилось выражение: «Погасла жизнь».
А кто же правит судьбой человека, отмеривает ей срок для жизни? Давние славяне считали, что это Род — «отец» всего видимого и невидимого. Когда рождался ребенок, его будущая судьба записывалась к книге Рода. Отсюда выражение: «На роде написано».
В Роде есть помощницы-рожаницы, две дивы: Судьба и Не судьба — счастье и несчастье, характер и неудача. Они пряли нить жизни каждого человека.
Итак, наш мир — мир гармонии и контрастов, в котором есть день и ночь, свет и тьма. Боги часто вмешиваются в жизнь людей, удовлетворяя свои интересы, амбиции, а то и просто развлекаясь. Вместе из тем им хочется уважения от людей, их жертвоприношений. Поэтому в мире людей из самого начала появилось добро и зло (грех); в борьбе добра и злой человек живой и поныне.
Мифы возникали во время, когда у людей было еще недостаточно развитое абстрактное мышление и сильное примитивное представление об окружающем миру и когда они ощущали бессилие перед стихийными силами природы.
Мифология — это основа искусства разных народов, этим словом называют и совокупность мифов какого-нибудь народа, и науку, которая изучает мифы.
Почти у каждого народа сохраняются пересказы, в которых действительное историческое переплетается с недействительным выдуманным; случаются чудеса, где действуют не только люди, а и фантастические существа бессмертные Боги, полубоги, фантастические животные.
— Рассмотрим картины, рисунки, которые представлены на доске.
Каких необыкновенных существ вы увидели? Опишите. (Циклоп, Кентавр, крылатый конь Пегас, созвездие Сфинкса — львицу из женской главой, Химеру — с главами Льва, козы и змеиным хвостом, сирена — полу-женщина-полуптица, Горгона).
4. Слово учителя. Так один за одним рождаются слова-мифы, которые перерастают в рассказы о высших существа, которые подобны людям. История знает несколько старинных цивилизаций со своими Богами и героями, с собственными тотемами (живое существо или какой-то символ, который считается священным) и табу (религиозные запреты, нарушение которых наказывалось Богами). Мифы сближались с религией, поэтому в давних религиях Богов было много. Если распределить все мифы по их смыслу, то можно определить четыре разновидности:
1) объяснительные, что толкуют возникновение какого-то явления природы или человеческого общества;
2) повествовательные, в которых излагаются выдуманные истории о седой давности;
3) мифы о возникновении мира или его создание сверхъестественными существами — богами;
4) мифы, в которых действуют герои-полубоги, пращуры исторических людей.
5. Словарная работа:
На доске записанные определения понятий. Читает учитель. Ученики читают
Молча. Закрываю определение и даю возможность сказать его по памяти.
Миф (от грец. слово, пересказ) — форма мышления старинного человека, который передует искусству.
Мифология — совокупность мифов какого-нибудь народа, наука, которая изучает мифы.
6. Беседа:
Что в переводе из греческого означает слово «миф»? Что такое миф, мифология? Что давние люди выражали в мифах? Какие имена персонажей мифов вы запомнили? В чем вы усматриваете похожесть мифов разных народов мира? Какие разновидности мифов определяют по их смыслу? Закрепление понятия о мифе.
7. Краткий пересказ учениками прочитанных мифов.
IV. Итог урока
Мифы помогают нам понять историю культуры и историю литературы, основанных на дохристианских верованиях народа.
Чудеса, которые меня ждут в мифе, превосходят всякие сказки.
V. Домашняя задача
Прочитать мифы «О создании земли», «Чему бывает печальное Солнце?».
Мифы и легенды. Первоначальные представления о вселенной и человеке