Миниатюра Акутагавы Рюноскэ «Дождь»: попытка интерпретации
Любое художественное произведение — загадочный призыв к пониманию.
Поль де Монт
В начале урока учащиеся получают текст миниатюры Акутагавы «Дождь» без указания на авторство. Они должны прочесть ее, определить авторскую позицию, хронотоп, выявить основную мысль миниатюры.
Дождь
Лежа в постели, он болтал с ней о том, о сем. За окном спальни шел дождь. Цветы от этого дождя, видимо, стали гнить. Ее лицо по-прежнему казалось озаренным луной.
Но разговаривать с ней ему было скучновато. Лежа на животе, он не спеша закурил и подумал, что встречается с ней уже целых семь лет.
«Люблю ли я ее?» — спросил он себя. И его ответ даже для него, внимательно наблюдавшего за самим собой, оказался неожиданным: «Все еще люблю».
— Он и Она… Что мы можем сказать о героях миниатюры?
Она поэтична, романтична, лишена окружающих ее бытовых предметов, герой же приземлен, «схвачен» предметами быта. Но при этом он внимательно наблюдает за самим собой, анализируя свои поступки и чувства. Именно с его голоса начинается произведение. Именно ему кажется, что «цветы от этого дождя стали гнить».
Для героини же не существует чувства утраты, чувства смерти. Она органично слита с миром природы, «поднята» над цивилизацией, которая приземляет героя.
В финале герой неожиданно, по его собственному признанию, понимает, что «все еще любит ее». Именно здесь происходит прорыв его подсознательного желания соединиться с природой, отодвинуться от цивилизации, проявляется его истинная, человеческая, естественная сущность.
— На каких оппозициях построен текст миниатюры?
Миниатюра Акутагавы Рюноскэ «Дождь»: попытка интерпретации