• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Мир человеческих чувств в прозе начала xx века

 

Мир человеческих чувств в прозе начала xx века

Повесть А. И. Куприна «Поединок» — вершина творчества, итоговое его произведение, в котором он обращается к проблеме личности и общества, их трагической дисгармонии. «Поединок» — произведение политически злободневное: в самой повести ничего не говорится о русско-японской войне, однако современники восприняли ее в контексте тех событий. Куприн раскрыл сущность того состояния общества, которое вело к взрыву, по сути указал на причины, вызвавшие поражение русской армии в войне с Японией. Документализм в «Поединке» очевиден . Куприн так и говорил: «Главное действующее лицо — это я», «Ромашов — мой двойник».

При всем при этом произведение заключало в себе широкий обобщающий смысл. Внимание автора обращено к теме жизни России в первое десятилетие XX века. Изображение военной среды ни в коем случае не было самоцелью. Идя от локальной «армейской» темы, Куприн поднимал проблемы, волновавшие все общество, они и определили нравственный пафос повести: судьба народа, самоценность человеческой личности, пробуждение ее активности.

Название повести символично, повесть стала поединком самого Куприна с царской армией, самодержавными порядками, губящими людей. Это поединок с ложью, безнравственностью, несправедливостью. Упадок морали, апология войны, разбоя, насилия особенно ненавистны писателю-гуманисту. Куприн показывает, какой путь в поисках правды проделывает главный герой повести Ромашов. Когда герой прозревает, приходит к выводу о самоценности «я», право на уважение человеческого достоинства он признает не только по отношению к себе, но и распространяет его на солдат.

На наших глазах Ромашов нравственно мужает: «Бить солдата — бесчестно. Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову.

Это стыдно!» Ромашов, утверждающий: «Хлебниковы — мои братья», осознающий духовное родство с народом, совершает громадный шаг вперед в своем развитии. Это уже совершенно другой человек: не тот юноша-мечтатель, с которым мы знакомимся в начале повести. Однако Ромашов гибнет.

Автор довел своего героя до такого рубежа, что, останься он в живых, необходимо было бы открыть сколько-нибудь отчетливую перспективу его будущего. А это самому Куприну не представлялось ясным. Любя своего героя, Куприн скорбит о его гибели и ясно указывает на тех, кто повинен в этом, говорит честно и прямо, потому что и сам он не раз жестоко страдал от людского равнодушия. Повинна ли Шурочка Николаева в гибели Ромашова? В большей степени — да.

В ее характере сочетаются контрастные качества. Она — хищная и умная, красивая и ловкая. Высокое и низкое и грубо прагматичное переплелось в ней.

Вся беда в том, что эти негативные качества Шурочки до поры до времени скрыты от Ромашова. Прагматичная дама, неразборчивая в средствах достижения целей, циничная Шурочка убирает Ромашова как помеху на своем пути. Она делает ставку на мужа — пусть и нелюбимого, но она сделает так, что он поможет ей достичь желаемого.

Позицию автора помогает понять образ Назанского. Этот герой не менее сложен и противоречив, чем Шурочка. Глубокое осмысление действительности, неординарность мышления — и рефлексия, инертность, безмолвие.

Однако при всей противоречивости суждений Назанского, в его знаменитых монологах, определяющих нравственный пафос повести, открыто публицистически выражены наиболее важные для Куприна идеи. В монологах Назанского намечены две линии: резкая критика самодержавия и мечты о прекрасной жизни. Офицерская масса, показанная Куприным в повести, — это люди разные по своим человеческим качествам. Почти каждый из них обладает минимумом «добрых» чувств, причудливо перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием. «Добрые» чувства эти до неузнаваемости искажены кастовыми военными предрассудками.

Пусть командир полка Шульгович под своим громоподобным бурбонством скрывает заботу об офицерах, или подполковник Рафальский любит животных и все свободное и несвободное время отдает собиранию редкостного домашнего зверинца, — никакого реального облегчения, при всем желании, принести они не могут. Офицерство — всего лишь послушное орудие бесчеловечных уставных условностей.



Мир человеческих чувств в прозе начала xx века

Другие сочинения по теме:

  1. Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало...
  2. Сфера человеческих чувств в рассказах Платова В рассказе «Фро» (1936) дочь старого паровозного машиниста Фрося отчаянно тоскует по своему мужу, уехавшему в длительную командировку на Восток....
  3. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И. А. Бунина И. А. Бунин — один из больших мастеров психологической прозы. В произведениях этого писателя тонко переданы особенности человеческих чувств и...
  4. Поэтизация человеческих чувств в есенинских стихах До революции вышла всего одна книга поэта — «Радуница» (1916), но известность Есенина была огромной. Современники ждали его новых стихов,...
  5. Воплощение человеческих чувств в лирике Есенина У каждого в жизни бывают минуты, когда хочется забыть о проблемах и погрузиться в иной мир — мир поэзии. Тогда...
  6. Творчество Л. Н. Толстого начала XX века В последний период жизни основная энергия Толстого была направлена на деятельность публицистического характера. Однако он не переставал заниматься и художественной...
  7. Новые литературные направления начала ХХ века Несмотря на большую разницу между двумя партиями интеллигентов-радикалов (старыми народниками и новыми марксистами), у них были и некоторые общие незыблемые...
  8. Литература начала XX века Писатели России начала XX века жили в обстановке всевозможных кризисов и войн. И вполне закономерно, что эти события повлияли в...
  9. Каковы же эти характерные черты литературы начала XVIII века? Прежде всего, для произведений данного периода типичен интерес к некоторым новым жанрам, лишь частично использованным в литературном творчестве XVII столетия....
  10. Буржуазно-демократическая литературная оппозиция Австрии начала ХХ века Буржуазно-демократическая литературная оппозиция также была разобщена. Карл Краус остался Кассандрой Австрии на ниве критики. Его моральное влияние распространялось на всю...
  11. Поэзия Испании начала ХХ века Возрождение испанской поэзии в XX в., ставшей одним из самых ярких явлений мировой культуры нашего столетия. связано прежде всего с...
  12. Модернистская литература начала века ХХ век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов...
  13. Размышления Блока о критической литературе начала XX века Сложное и зыбкое отношение Блока к символизму, растущее в нем сознание независимости от идейно-эстетических регламентации школы, сдержанное отношение к отвлеченным...
  14. Андре Жид (1869-1951). Испанская литература начала ХХ века Андре Жид (лауреат Нобелевской премии 1947 года) искал ответы на многие нравственные вопросы времени, мечтал о справедливом мире без насилия,...
  15. Поэзия в Каталонии, Галисии и Стране Басков начала ХХ века Своеобразно развивается в 20-е годы поэзия в Каталонии, Галисии и Стране Басков. Здесь можно выделить три основных направления. Первое из...
  16. Живейший интерес к русской литературе начала ХХ века Характерный тому пример — эволюция французского писателя Поля Бурже, который еще в 80-е годы приобрел известность даже за пределами Франции...
  17. Модернизм как литературное течение начала 20 века Модернизм — это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, которые сложились в начале XX век. Свое название это...
  18. Кратко о русской литературе начала XX века Начало XX в. характеризуется обогащением литературы критического реализма, появлением произведений социалистического реализма, развитием модернистских течений. Фоном литературных поисков было бурное...
  19. Модернизм и европейская культура начала XX века Первая мировая война (1914-1918) — водораздел между двумя культурными вехами. Кризисные умонастроения в Европе в начале XX века. Переоценка гуманистических...
  20. Революционная поэзия в Германии начала ХХ века В 1919 году вышла в свет поэтическая антология «Товарищи человечества», изданная поэтом и драматургом Людвигом Рубинером (1891-1920). Эта антология преследовала...
« Повільна дитина Психологічні поради вчителю
Сочинение В чем состоит трагедия Печорина? »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения