Мир женской души в лирике Ахматовой
Ахматова пишет о себе — о вечном… М. Цветаева. Лирика Анны Ахматовой — это исповедь женской души в максимальном ее воплощении.
Поэт пишет о чувствах своей лирической героини, ее творчество максимально интимно и, в то же время, оно — энциклопедия женской души во всех ее ипостасях. В 1912 году вышел первый сборник Ахматовой — «Вечер», где воплотились юношеские романтические ожидания героини. Молодая девушка предчувствует любовь, говорит о ее иллюзиях, несбывшихся надеждах, «изящной печали»: Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру». Во втором поэтическом сборнике — «Четки», принесшем Ахматовой настоящую известность, образ лирической героини развивается и трансформируется. Уже здесь проявляется многоплановость ахматовской героини — это и девушка, и взрослая женщина, и жена, и мать, и вдова, и сестра. Особенно пристально рассматривает поэт «любовные» женские роли.
Лирическая героиня Ахматовой может быть любимой, любовницей, разлучницей, блудницей. Широк и ее «социальный диапазон»: странница, староверка, крестьянка и т. д. Думается, что такая «разветвленность» героини связана с желанием поэта раскрыть не столько индивидуальность, сколько общую женскую психологию. Поэтому можно сказать, что для женских образов Ахматовой характерна вневременная «всеобщность чувств и поступков»: Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода Под бесцветным ледком замирает. События первой мировой войны и революций изменяют тональность ахматовской лирики, добавляют новые штрихи к образу ее лирической героини. Теперь она не только частное лицо, живущее личными радостями и горестями, но и человек, сопричастный судьбам страны, народа, истории. В сборнике «Белая стая» усиливаются мотивы трагического предчувствия героиней горькой участи целого поколения русских людей: Думали: нищие мы, нету у нас ничего, А как стали одно за другим терять, Так что сделался каждый день Поминальным днем — Начали песни слагать о великой щедрости Божьей Да о нашем бывшем богатстве. Ахматова не приняла революцию 1917 года.
Ее героиня 1920-ых годов безысходно тоскует по ушедшим, но невозвратимым временам. И оттого еще непригляднее становится настоящее и еще туманнее — будущее всей страны, всей нации: Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькает крыло, Все голодной тоскою изглодано… Больше того, Октябрьские события воспринимаются героиней Ахматовой карой за неправедную, грешную жизнь. И пусть сама она не творила зла, но героиня чувствует себя сопричастной к жизни всей страны, всего народа.
Поэтому она готова разделить их общую горестную судьбу: Я — голос ваш, жар вашего дыханья, Я — отражение вашего лица… Таким образом, после революции образ любящей женщины в лирике Ахматовой отходит на второй план, вперед же выдвигаются роли патриотки, поэтессы, а еще чуть позже — матери, всей душой болеющей не только за своего ребенка, но и за всех страдающих: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Горе Ахматовой-матери сливается с горем всех матерей и воплощается в общечеловеческую скорбь Божьей Матери: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.
Таким образом, лирика А. Ахматовой раскрывает все ипостаси женской души. В ранней лирике поэтессы ее героиня — это, прежде всего, любящая женщина во всем многообразии ролей. В более же зрелом творчестве Ахматовой акценты смещаются в сторону роли женщины-матери, патриотки и поэтессы, видящей свой долг в том, чтобы разделить судьбу своего народа и своей родины.
Мир женской души в лирике Ахматовой